Влияние властных структур на развитие КСО

Изучение различных общеевропейских инициатив, директив, регламентов и проектов, принятых на уровне ЕС по стимулированию КСО, позволяет сделать вывод, что они во многом опираются на соответствующее международное идейное поле, сформировавшееся под влиянием положений Международной организации труда (МОТ), Всеобщей декларации прав человека, Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), Всемирных Саммитов и так далее. В свою очередь документы, принятые на уровне ЕС определяют политику в сфере КСО на национальном уровне.

Стимулирование КСО осуществляется практически всеми доступными методами: от публичных обсуждений и дискуссий до прямого регулирования отдельных аспектов КСО на общеевропейском и национальном уровнях.

Усилия институтов власти на уровне ЕС выражаются в создании условий для вклада бизнеса, работающего на его территории, в устойчивое развитие, и сочетают два направления: совершенствование правового поля (постепенную кодификацию бизнесэтики) и создание и продвижение различных дополнительных не законодательных инициатив, призванных убедить бизнес внедрять и расширять практику КСО. Среди институтов власти ключевую роль играют комитеты Еврокомиссии.

. В 2001 году Еврокомиссия опубликовала рабочий документ — зеленую книгу 11, устанавливающую европейскую идеологию КСО, а в 2002 году, в продолжение книги, — документ, посвященный взаимосвязи КСО и устойчивого развития 9. После этого уже Европейский Парламент сделал ценный вклад в уточнение основ КСО в нескольких десятках своих резолюций 2002 и 2003 года.

В 2002 году был организован Европейский Форум КСО, в который вошли около 50 авторитетных стейкхолдеров от бизнеса, НКО и сектора потребителей и заказчиков 10. После двух лет работы участники Форума достигли консенсуса в вопросах продвижения идеологии КСО и совершенствования ее технологий. Наиболее важными стали две рекомендации Форума — о необходимости повышения прозрачности бизнеса, работающего в ЕС, и участия национальных властей в развитии КСО

Вторая волна привлечения внимания к КСО в ЕС началась в 2005 году с обновлением Лиссабонской стратегии. Так, в документе, раскрывающем перспективы роста экономики и занятости 13, Совет Европы рекомендовал государствам-членам ЕС всемерно поощрять развитие КСО компаниями. В 2005 году также была обновлена стратегия устойчивого развития ЕС 14, и в ней сделан акцент на развитие КСО в среднесрочной и долгосрочной перспективе. А в 2006 году вышел один из последних и наиболее ярких идеологических документов Еврокомиссии 12, посвященных КСО. В нем Еврокомиссия, в частности, призывает профсоюзы, потребителей, инвесторов, НКО и других стейкхолдеров не останавливаться на достигнутом и «усилить вертикаль КСО» 20, играя более активную роль и поощряя лучшие практики.

Говоря о втором направлении — законодательном стимулировании КСО, нужно отметить, что в ЕС единую правовую базу, задающую минимальную планку КСО, по-прежнему заменяет переплетение многочисленных директив и регламентов, относящихся к группе норм, регулирующих конкретные направления экономической, социальной, экологической и культурной сфер. Характерно, что многие директивы и регламенты создаются исходя не столько из важности КСО, сколько из более общих соображений, но в итоге они оказываются направлены именно на сферу КСО.

Наиболее законодательно проработанными сегодня являются два направления — социальная сфера и сфера охраны окружающей среды. В последние годы все большее внимание начинает уделяться также правилам взаимодействия с местными сообществами, ответственному рыночному поведению и соблюдению прав потребителей, ответственному корпоративному управлению и так далее. Параллельно продолжают вырабатываться «вертикальные» правила устойчивого ведения дел, направленные на различные отрасли: сельское хозяйство, химическая промышленность и так далее.

С марта 2001 года правительство страны опубликовало три доклада, очерчивающие его подход к развитию КСО. На основе этих докладов был открыт правительственный веб-сайт по КСО 24. В 2004 году правительство создало «Академию КСО», чтобы помочь компаниям развивать соответствующие компетенции 25. Отдельный веб-сайт посвящен внедрению принципов социальной ответственности в малый и средний бизнес 27. В рамках поддержки международных организаций и стандартов в начале 2006 года правительство выделило средства на создание вэб-сайта, посвященного Глобальному Договору ООН в Великобритании; он был запущен Министерством иностранных дел уже в конце года.

Практически одновременно парламентом были приняты налоговые льготы на инвестиции в социальную сферу. Льгота Community Investment Tax Relief (CITR) поощряет частные инвестиции через финансовые институты развития (Сommunity Development Finance Institutions, CDFIs) как недоходных, так и доходных учреждений, находящихся в «неблагополучных» регионах и находящиеся в тяжелой финансовой ситуации.

Выделяются обращения первых лиц государства, как способ продвижения идей устойчивого развития и КСО.

К общим методам, характерным для Великобритании, Франции и ряду стран, относятся включение КСО в систему государственных закупок и стимулирование социально-ответственного инвестирования

Включение КСО в качестве критерия при проведении государственных закупок в стране произошло в марте 2007 года, когда правительство приняло документ (8, с. 38), регламентирующий деятельность и расширяющий полномочия государственных организаций, осуществляющих закупки товаров и услуг. Эти организации, конечно, не могут вмешиваться в дела компаний, но могут влиять, предъявляя требования социального и экологического характера.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: