Бантова
Методика обучения решению задач, связанных с движением тел
Р.Н.Шикова, № 5, 2000, с.30-36
Решение текстовых арифметических задач
М.А.Бантова, 10-11-89, с.70-76
Формирование у школьников понятия «скорость»
В.Н.Рудницкая, № 1, 1993, с. 40-42
Л.Н.Скаткин
Обучение решению простых и составных арифметических задач
Пособие для учителей начальных классов
Учпедгиз, Москва 1963. 183с. или
М., «Просвещение», 1963.
1. Формирование умения работать с чертежом (М2, ч.1, с. 55, 75; М3, ч. 1, с. 69; М4, ч. 1, с. 39, 70).
2. Формирование у младших школьников понятия «скорость движения» (М4, ч. 1, с. 92).
3. Раскрытие связей между величинами: скорость, время, расстояние.
4. Использование тройки величин: скорость, время, расстояние (М4, ч.1, № 473).
5. Типовые задачи на движение:
а) виды задач;
б) подготовительная работа:
в) ознакомление с задачами на движение;
г) закрепление умения решения задач на движение.
Задачей «на движение» в широком смысле слова можно считать любую задачу, в содержание которой входят скорость, время и расстояние – величины, характеризующие движение.(Скаткин) Задачи на нахождение четвертого пропорционального, на пропорциональное деление, на нахождение неизвестных по двум разностям могут своим содержанием иметь указанные величины.
|
|
Однако в методике преподавания математики принято употреблять название «задачи на движение» в узком смысле слова для обозначения группы задач, в которых речь идет о движении двух тел навстречу друг другу или вслед одно другому, когда тело догоняет другое. Основанием для выделения этих задач в особую группу служат особенности взаимного направления движущихся тел и характер изменения расстояния между ними.
Задачи на движение, рассматриваемые в начальных классах, включают в себя описание процесса движения одного или двух тел. Эти задачи по существу математических зависимостей между величинами, входящими в задачу, структуре и их моделей нельзя отнести к особому виду задач.
Задачи, связанные с движением тел, традиционно принято выделять в особый тип, так как эти задачи имеют свою особенность. Особенность состоит в том, что они построены на основе функциональной зависимости между величинами: скорость, время, расстояние. Методика обучения решению таких задач зачастую связана с использованием чертежа и построена на основе четких представлений о скорости равномерного движения тел и на основе понятий двигаться навстречу друг другу, двигаться вдогонку, выехали одновременно и встретились, скорость сближения. Чтобы подготовить детей к восприятию этих понятий, необходимо проводить определенную предварительную работу, которая должна сводиться к формированию умения работать с чертежом, к осознанию понятия «Скорость движения» и взаимосвязи между величинами, включенными в задачу.