Теории заинтересованных групп

Группы давления

Идея рассмотрения политического процесса в контексте взаимоотношения заинтересованных групп, оказывающих дав­ление на правительство с целью принудить его подчиниться их воле, принадлежит американскому политологу А. Бентли (1870-1957). Он является родоначальником теории заинтере­сованных групп, которую сформулировал в работе «Процесс правления. Изучение общественных давлений» (1908).

Анализ политики как взаимодействия реальных участников политического процесса, введение в политологию понятия «группа давления» было вызвано стремлением преодолеть ог­раниченность институционального подхода. Согласно послед­нему, политическая жизнь сводится к деятельности официаль­ных институтов власти, которые принимают решения на основе своих конституционных полномочий. Однако анализ конституционного устройства власти не позволял понять, по­чему принимаются те или иные решения и кто действительно контролирует власть. Эмпирически наблюдаемая политическая реальность оказывалась намного сложнее и динамичнее, была пронизана противоречивым взаимодействием предпочтений, установок, стереотипов поведения ее участников.

В основе теории А. Бентли и его подхода к изучению государ­ственного управления лежит понятие «деятельность людей». В жизни эта деятельность обусловлена интересами людей и направ­лена на их реализацию. Свои цели люди достигают не индивиду­ально, а через группы, в которые они объединены на основе общ­ности интересов. Таким образом, политика предстает как взаимодействие заинтересованных групп, преследующих, свои цели. Эти группы (т. е. олицетворяемые ими общественные силы) по­нуждают правительство принимать выгодные для них решения.

По существу, политические решения властей являются ре­зультатом соотношения сил между соответствующими группа­ми. «Все явления государственного управления, - замечал А. Бентли, - есть явления групп, давящих друг на друга, обра­зующих друг друга и выделяющих новые группы и групповых представителей (органы или агентства правительства) для по­средничества в общественном соглашении». Поскольку прави­тельственные институты, считал А. Бентли, выступают как бы частью деятельности групп, постольку эти институты невоз­можно рассматривать в качестве изолированных образований, они должны быть описаны лишь в терминах «глубинных инте­ресов», выражающих цели соответствующих групп. Следовательно, анализ государственного управления должен основы­ваться на эмпирическом наблюдении результатов взаимо­действия заинтересованных групп.

Развитие теории заинтересованных групп было продолжено американским политологом Д. Трумэном в работе «Управлен­ческий процесс» (1951). Он исходил из того, что политика есть сфера отношений властвования, в которой взаимодействуют соответствующие заинтересованные группы. Для понимания механизма и логики властного взаимодействия Д. Трумэн ввел в анализ политики три новых понятия: «группа», «потенци­альная группа» и «равновесие».

«Группа, - писал Д. Трумэн, - это множество индивидов, взаимодействующих между собой с определенной степенью частоты». Ключевым понятием при определении групп является «взаимодействие». Саму «группу» он подразделял на собственно «группу» и «заинтересованную группу». Для каждой из них харак­терно наличие интереса, который обусловливается основными установками членов группы. Особенностью «заинтересованной группы» является существование у нее требований к другим груп­пам, выдвигаемых на основе базовых установок ее членов с целью формирования и закрепления определенных типов поведения.

«Потенциальная группа» представляет собой конгломерат индивидов с определенными общими установками, но не вза­имодействующих между собой, следовательно, не представ­ляющих собой фактической группы. Таковой она не будет яв­ляться до тех пор, пока в действиях других групп этими инди­видами не будет усматриваться покушение на их общий интерес. «Потенциальные группы» в одном случае представ­ляют интересы местного или профессионального значения, в другом -. выражают более широкие интересы, вытекающие из общих моральных и ценностных идеалов и принципов обще­ства (права и свободы личности, демократия, справедливость и т. д.). Во втором случае «потенциальные группы» устанавли­вают «правила игры», в соответствии с которыми должны взаимодействовать различные группы и строиться их внутрен­няя организация. Стабильность взаимодействия различных групп обеспечивает состояние социального равновесия в обществе.

Таким образом, теория заинтересованных групп представ­ляет общество как взаимодействие групп друг с другом, а по­литический процесс - как борьбу групп за власть, возможность распределять ресурсы. Заинтересованные группы действуют через государственные структуры власти, которые являются отражением борьбы групп и зависят от их деятельности. Груп­повая сплоченность обеспечивается взаимодействием участни­ков, в ходе которого формируются групповые предпочтения индивида. Группа может навязывать свои нормы посредством взаимодействия индивида с другими членами группы, но чаще всего он принимает их сознательно или подсознательно, стре­мясь сохранить принадлежность к группе.

Политический процесс в современных обществах все больше становится взаимодействием соперничающих групп, в котором ни одна из них не верховенствует абсолютно. Это дало возможность американскому политологу Р. Далю назвать модель власти в них не демократией, а полиархией.

Нарастание разнородности социальных интересов приводит к появлению многообразия заинтересованных групп, автономных по отношению друг к другу (например, групп от бизнеса, проф­союзов, фермеров, интеллектуалов, ВПК). Политические решения перестают быть прерогативой официальных институтов власти, а становятся результатом компромиссов противостоящих групп.

Р. Даль провел эмпирическое исследование в городе Нью-Хейвен с целью определения места заинтересованных групп в механизме властвования. Свои результаты он изложил в рабо­те «Кто правит? Демократия и власть в американском городе» (1961). Главными субъектами политики Р. Даль считал заинте­ресованные группы, представляющие собой объединение ин­дивидов с едиными ценностями, требованиями и целями. Сре­ди них выделяются как относительно стабильные группы, так и группы, подверженные текучести.

Степень влияния соперничающих групп на политический процесс обусловлена объемом ресурсов (богатств, статусов, информации и т. д.), которыми они располагают. Однако по­литическая инициатива и реальное политическое влияние осуществляются не самой группой, а ее лидером, опирающим­ся на поддержку узкого круга лиц. Препятствием на пути узурпации власти какой-либо группой являются, по мнению Р. Даля, признание гражданами и элитами демократических ценностей и следование их нормам и «правилам игры» (закрепленным в конституции и других правовых актах).

Следовательно, нарождавшееся многообразие социальных интересов потребовало специфических механизмов представи­тельства и защиты частных, групповых интересов и предпоч­тений. Это послужило причиной появления групп давления.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: