Предпринимательские риски и успех

Риски являются неизбежными атрибутами коммерческой деятельности. Не существует коммерции, которая приносила бы прибыль при отсутствии рисков. Каждый участник коммерческой деятельности пытается получить прибыль путем решения проблем существующих рисков. Он прилагает всевозможные усилия, чтобы избежать ситуации, непосредственно связанной с рисками. Но в то же время наличие фактора риска является мощным стимулом повышения ответственности за принимаемые коммерческие решения, экономии средств и ресурсов. Справедливо считается: кто не рискует, тот не выигрывает.

Коммерческий риск — это возможное понесение ущерба или убытков вследствие занятия коммерческой деятельностью.

Коммерческий риск возникает как следствие рискованной коммерческой сделки. Риски могут возникать под воздействием различных внешних и внутренних факторов. Внешние факторыэто факторы прямого и косвенного воздействия. К факторам прямого воздействия относятся:

* законодательство, регулирующее коммерческую деятельность;

* непредвиденные действия государственных служб и учреждений;

* налоговая система;

* взаимоотношения с партнерами;

* действия конкурентов;

* коррупция и рэкет.

В качестве факторов косвенного воздействия могут выступать:

* политические условия;

» экономическая обстановка в стране;» экономическое положение на рынке;

* международные события и др.

Именно перечисленные внешние факторы усиливают риск в коммерции в первую очередь. К внутренним факторам относятся:

* потеря товара от небрежности торговых работников;

* вероятность нечестности служащих, что может нанести материальный ущерб предприятию;

» низкая квалификация коммерческих работников, результатом деятельности которых может быть рискованная коммерческая сделка;

* приостановление деловой активности предприятия и др.

Все факторы риска коммерческой деятельности можно подразделить на три группы:

1. вероятные факторы риска — хорошо известные и ожидаемые коммерсантом обстоятельства;

2. маловероятные факторы риска — известные факторы, степень появления которых крайне мала;

3. случайные факторы.

Рассмотрим основные виды коммерческого риска:

* риск как следствие рискованной коммерческой сделки;

* риск, связанный с изменением цены;

* риск, связанный с действиями конкурентов;

* риск невыполнения договорных обязательств партнера (контфента);

* риск потери товара от пожара и других стихийных бедствий;

* риск, связанный с непредвиденными политическими событиями и мн.др.

1. По степени риска выделяют".

допустимый риск — вероятность потери прибыли;

• критический — вероятность потери прибыли и недополучения части дохода;

» катастрофический — возможность банкротства. Для определения степени риска

используют два основных метода: статистический и экспертный. Статистический метод основан на приемах математической статистики, с использованием показателей финансово-хозяйственной деятельности предприятия (прибыль, инвестиции и др.). При экспертном методе учитывают влияние различных факторов риска и определяют вероятность возникновения различных потерь. Чаще всего используют одновременно статистический и экспертный методы.

Способы уменьшения коммерческого риска:

поиск надежных партнеров по коммерческой деятельности;

поиск партнеров, располагающих информацией о рынке и достаточными финансовыми средствами. В случае успеха с ними придется разделить часть прибыли;

• обращение к услугам внешних консультантов — экспертов. Например, для проведения научно-обоснованных прогнозов изменения цен, спроса, действий конкурентов;

• образование специального резервного фонда за счет части прибыли для самострахования;

передача части риска другим лицам и организациям путем страхования торгового бизнеса.

В настоящее время на рынке страны работает масса частных страховых компаний, страхующих коммерческие операции (коммерческий риск), а также перевозки грузов. Кроме того, имеется страхование от пожаров, грабежей и других случаев, в результате которых происходит потеря материальных ценностей.

В практике биржевой торговли получило распространение страхование риска от неблагоприятных изменений цен по контрактам и коммерческим операциям, предусматривающим поставки (продажи) товаров в будущих периодах. Такое страхование рисков называется хеджированием. Оно совершается путем встречных покупок (продаж) фьючерсных контрактов. Если на рынке предполагается продажа (закупка) реального товара, то хеджирование осуществляется путем приобретения (продажи) соответствующего по количеству и срокам ликвидации контракта, и наоборот. Таким образом, при ликвидации контракта покупатель (продавец) получит ту разницу в цене, которую он потеряет в случае неблагоприятного изменения цены на рынке реального товара.

ТЕМА «ФОРМЫ И МЕТОДЫ СОТРУДНИЧЕСТВА»

ПЛАН

1. Лизинг

2. Франчайзинг

3. Факторинг

4. Товарообменные операции (бартер)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: