Мотивация как функция менеджмента. Мотивационный процесс

Классификация организационных структур органического типа

Шахтная ОС

«+» освобождает линейных руководителей от несвойственных им функций; обеспечивает производства ресурсами; возможность кординации между линейными и функцональными подразделениями; высокая степень специализации структурных подразделений предприятия.

«-» необходимость для линейных руководителей постоянного согласования при решении текущтхх вопросов производства, экономики, кадров как с соответствующими функциональными службами, так и с высшим руководством; длинная цепь команд, следовательно искажение коммуникаций.

Дивизиональная ОС – линейно-функциональная по своей сути, но доминируют в ней производственные службы.

Особенности: потребность в этой ОСУ обусловлена концепцией производчтва; увеличением размеров предприятия и диверсификации их деятельности; структуризация производства осуществляется по отдельным, по выпускаемой продукции (или по обслуженным регионам); руководители функциональных служб подчинены руководителям производственных служб.

«+» ускоряется реакция на изменения во внешней среде; улучшение кординации деятельности производственных служб и фирмы в целом; возникновение у производственных подразделений преимущества малых фирм.

«-» рост иерархичности и аппарата управления в целом; дублирование функций управления; дублирование работ для разных подразделений.

Область распространения: при наличии в фирме разнородных направлений деятельности.

Региональная ОС – разновидность дивизиональной. Она предусматривает выделение подразделений, работающих с конкретными ресурсами и районами.

«+» хорошее знание регионов и районов потребления; учет проблем связанных с законодательством, обычаями и нуждами потребителей в каждом регионе и районе; гибкая адаптация к условиям местных рынков.

«-» рост иерархичности и аппарата управления в целом; дублирование функций управления; рост затрат на управление.

Органический тип характеризуется:

*индивидуальной ответственностью каждого работника за общий результат;

*отказ от формализации и бюрократизации процессов и отношений;

*сокращение числа уровней иерархии;

*высокий уровень горизонтальной интеграции между персоналом;

*ориентация культуры взаимоотношений на кооперацию;

*взаимная информированность;

*самодисциплина.

Проектные, Матричные, Программно-целевые, Бригадные структуры.

Проектные:

«+» высокая гибкость и сокращение численности управления персонала по сравнению с иерархическими структурами.

«-» очень высокие требования к квалификации, личным и деловым качествам руководителя проекта; происходит дробление ресурсов между проектами; наблюдается сложность взаимодействия руководителей проектов.

Матричные: двойное подчинение

«+» ориентация на выполнение конечной цели программы; межфункциональная координация работы; эффективное текущее планирование; рациональное использование качественных ресурсов; повышение степени контроля за работой; разгрузка высшего руководства.

«-» трудности в обеспечении баланса власти между руководителями вертикального и горизонтального уровня; нарушение коммуникаций между постоянными и временными участниками работы; сложность отчетности и контроля за работой; угроза двойного подчинения для сотрудников; высокие требования к квалификации персонала.

Программно-целевые: приглашается руководитель проекта.

Мотивация – совокупность внутренниих и внешних движущих сил, которые побуждают человека к осуществлению определенных действий, задают границы и формы деятельности и придают деятельности направленность, которая ориентирована на достижение определенных целей.

Мотивация труда – стремление работника удовлетворять свои потребности посредством трудовой деятельности.

Хар-ка мотивации:

- цель – желаемый объект и его состояние, к обладанию которого стремится человек.

- потребности – нужда в чем-то объективно-необходимом для поддержания жизнедеятельности и развития организма, личности и социальной группы.

- мотивы – побуждение человека к действию, направленному на достижение необходимого результата или цели.

Мотивирование – процесс воздействия на человека с целью побуждения его к определенным действиям путем побуждения в нем определенных мотивов.

- стимулы – побуждение к действию или причина поведения человека.

Виды стимулов:

1-принуждение – административные методы принуждения – замечание, выговор, перевод на другую должность;

2-материальное поощрение – стимулы в материально-вещевой форме – з/п, вознаграждение, премии;

3-моральное поощрение – стимулы, направленные на удовлетворение духовных и нравственных потребностей человека – благодарности, грамоты;

4-самоутверждение – внутренние движущие силы человека, побуждающие его к достижению поставленных целей без прямого внутреннего поощрения. Самый сильный стимул, но проявляется только у наиболее развитых членов общества.

Принципы мотивации:

1)Мотивация носит сугубо индивидуальный характер, трудно найти людей, которые вели бы себя одинаково;

2)Ни один человек не является полностью предсказуемым;

3)Процесс возникновения и исчезновения потребностей изменчив;

4) Трудность, связанная с анализом мотивации заключается в том, что потребность трудно выделить, обозначит в ясном виде.

Мотивационный процесс: Возникновение потребностей – поиск путей устранения потребностей – определение направления действия – реализация действия – осуществление действий за полученное вознаграждение – устранение потребностей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: