Предмет социальной психологии

Лишь некоторое время спустя начали появляться четкие определения «социальной психологии». Впервые это словосочетание прозвучало в публикациях Э. Росса и У. Макдугола, изданных в 1908 году. К сегодняшнему дню дефиниций «социальной психологии» существует более пятидесяти. Одно из них, сформулированное Г. Олпортом, гласит, что социальная психология − это отрасль психологии как науки, изучающая, как на мысли, чувства и поведение человека влияет реально присутствующий, воображаемый или предполагаемый (implied) человек (группа людей).

Важными составляющими этого определения являются отсылка к научному мировоззрению, так называемая ABC-триада, а также указание на влияние реально представленного или воображаемого человека (группы). Слово «наука» отсылает нас к методу познания реальности. Ясно, что знание можно получать самыми разнообразными способами: можно опираться на собственный опыт, можно довериться астрологии или гаданию. Другой путь − апелляция к методам, стремящимся к получению максимально объективных данных: эксперименту. Вместо того чтобы обращаться к народной мудрости (пословицы и поговорки), исследователи создают контролируемые лабораторные условия, в которых единственной изменчивой переменной является та, что интересует ученого. Это позволяет выявлять причинно-следственные связи.

Проведение эксперимента требует тщательной подготовки. Во-первых, исследователь должен четко сформулировать проблему, то есть он должен увидеть некоторое противоречие и, затем, предпринять попытку разрешить его путем получения данных в ходе эксперимента. После формулирования проблемы ученый подготавливает гипотезу.

Гипотеза – это утверждение, требующее проверки. Можно, например, сформулировать такую гипотезу: люди с положительными аффективными диспозициями[5] пишут более благоприятные рекомендательные письма, чем люди с менее позитивными или нейтральными аффективными диспозициями.

Для проверки гиптотез и проводится планирование эксперимента. После проведения самого эксперимента в руках ученого оказывается массив данных. Эти данные подвергаются математической и аналитической обработке. На сегодняшний день в психологии разработано множество статистических методов, позволяющих проверять гипотезы математически. Например, корреляционные методы, таблицы сопряженности, регрессионный анализ, дисперсионный анализ, факторный анализ, логлинейный анализ и многие другие.

После обработки данных математическими методами исследователь приступает к этапу интерпретирования (толкования) полученных цифр. Действительно, возникает множество вопросов, которые ставят под угрозу весь эксперимент, даже если он был тщательнейшим образом спланирован и защищен от влияния побочных переменных. Например, в какой мере правомерно переносить данные, полученные в ходе лабораторного эксперимента на реальную жизнь? Если же исследователь проводил эксперимент в полевых условиях, то возникает вопрос, действительно ли ему удалось выявить ту связь, которая заявлялась, ведь на эту связь оказывали влияние огромное количество переменных, о которых ничего не известно. Таких вопросов может быть огромное множество, и они могут носить не только методологический характер, но и содержательно-теоретический.

В определении «социальной психологии» Г. Олпорта содержится указание не только на научный метод, но и на ряд других важных моментов. Например, перечисленные в дефиниции «мысли, чувства и поведение», получившие в зарубежной социальной психологии название триады ABC[6]. Отсылка к аффектам означает, что социальная психологи интересует тем, что (и как) человек чувствует по отношению к себе (отсюда, понятие «самооценки»), другим (например, проблема предубежденности) и различным событиям и явлениям (отсюда, понятие «установки» как краеугольного камня всей социальной психологии 50-80-х гг. XX века). Обращение к поведению (B, Behavior) означает, что социальная психология изучает реальные действия человека, как-то: помощь другим или нанесение им вреда, поведение человека на работе, объединение людей в группы. Наконец, социальная психология фокусируется на мыслях человека (C, cognition): что люди думают о себе (отсюда, понятие «Я-концепция»), других (впечатления) и событиях и явлениях реальной жизни (проблема защиты окружающей среды, например).

Важно подчеркнуть, что социальная психология концентрируется не только на ABC-триаде, но и том, как личность и ситуация влияет на компоненты этой триады. Как и почему конкретная ситуация оказывает влияние на поведение человека? То есть основной фокус социальная психология делает на роли ситуации в формировании мыслей, чувств и поведения человека. Проиллюстрируем это экспериментальным исследованием, показывающим, как незначительные изменения (не подвластные вниманию нашего сознания) в окружающей среде влияют на поведение человека.

Итак, предметом социальной психологии является личность в группе, группа (динамика ее развития, групповые нормы, групповые эффекты и пр.) и общение (общение как коммуникация, как интеракция и как перцепция). Основной фокус социальная психология делает на исследовании того, как ситуация влияет на человека (его чувства, мысли и поведение) и меньшей степени интересуется генетическими детерминантами влияния (что является прерогативой генетики и смежных наук).

3. Детерминанты поведения: культура и природа

Для развития социальной психологии было крайне важным в самом начале определить и понять роль ситуации в формировании человека. Таким образом, ставился вопрос о том, что в человеке заложено природой, а что является наследием культуры. В зарубежной социальной психологии это вопрос традиционно обозначается так: “Nature versus Nurture”.

В истории психологии проблема культуры и природы разрешался различно. Один лагерь утверждал, что человек полностью определяется набором его генетического материала. Другими словами, некоторые исследователи полагали, что человек таков, какой он есть, исключительно вследствие набора его генов.

Другая позиция заключалась в том, что человек полностью и всецело является продуктом культуры, окружающей среды. Эта радикальная позиция называется теории tabula rasa (чистая доска) и предполагает, что человек рождается «чистой доской», на которой окружающая среда «выводит свои письмена». То есть все зависит от того, где родился человек, как он воспитывался, с кем дружил и так далее.

Наконец, третья позиция стремится совместить в себе обе точки зрения и постулирует, что на становление человека оказывает влияние и наследственность, и окружающая среда. Закономерно, встает вопрос о соотношении влияния этих факторов. Например, в каждом человека заложено сексуальное влечение, однако, его реализация в значительной мере варьируется в зависимости от культурного влияния.

Очень важно иметь в виду, что здесь и далее мы будем придерживаться третьей точки зрения при рассуждениях о человеке как социальном существе.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: