Теория психосексуального развития личности З. Фрейда

Теория психосексуального развития З. Фрейда сильно отличается от концепции Э. Эриксона. Если Э. Эриксон в основу своей теории кладет идентичность человека, то З. Фрейд − сексуальные переживания человека. На каждой стадии развития − своя зона сексуального удовольствия. Развитие может идти по линии нормы или же фиксации. Фиксация может быть в форме симптома (тогда целостность личности не нарушается, но появляются специфические паттерны поведения и симптомы) или же в форме характера (эти нарушения пронизывают всю структуру личности). Фиксация в форме характера может быть пассивным или активным.

З. Фрейд выделяет 5 стадий развития человека. Первая стадия называется оральной, она заканчивается в 1 год. На этой стадии эротической зоной является зона рта. В норме окружающая среда обогащена оральными объектами (которыми ребенок может стимулировать зону рта − пальцы, ноги, материнская грудь и др.).

Фиксация происходит, если окружающая среда обеднена оральными объектами. Фиксация в форме симптома у взрослого человека проявляется в сосании пальцев, курении, обгрызании ногтей и так далее. То есть такая фиксация связана с потребностью стимулировать зону рта.

Пассивная фиксация в форме характера наступает в первое полугодие жизни ребенка, которое принято называть беззубым детством. Чтобы справиться с недостатком оральных объектов, ребенок показывает свою беззащитность (сворачивается клубком и пр.). Если ребенок выживает (а так чаще всего и происходит), то психика фиксирует, что его поведение было успешным. Такое поведение закрепляется, фиксируется, и взрослый человек с такой фиксацией будет инфантильным, не умеющим принимать на себя ответственность, ищущим сильных лиц.

Активная фиксация в форме характера связана со вторым полугодием жизни ребенка, когда у него уже появляются зубки − с помощью них он может активно требовать удовлетворения своих потребностей. Взрослый с такой фиксацией будет человеком очень активным, деятельным, но его всегда будет сопровождать чувство, что ему чего-то не хватает.

Следующая стадия развития − анально-садистическая (1-3 года). В этом возрасте происходит приучение ребенка к горшку, что требует от ребенка соблюдение некоторых правил, должно сформироваться умение произвольно контролировать деятельность сфинктера и уретры. Для нормального развития ребенка следует учитывать его индивидуальные особенности, применять положительное подкрепление (хвалить).

Фиксация в форме симптома проявляется в симптоматике, связанной с деятельность желудочно-кишечного тракта (диарея, запоры), со склонностью к колитам, энтеритам и так далее.

Фиксация в форме характера связана с психической защитой от неприятностей. Пассивная форма возникает, если ребенок усвоил, что чтобы избежать наказания следует подчиниться норме, выполнить указания взрослого. Такой человек в будущем будет предельно нормированным, идеальным подчиненным.

Активная фиксация в форме характера возникает по принципу «сила действия равна силу противодействия»: чем сильнее ребенка заставляли подчиняться норме, тем меньше он ее усваивал, больше отвергал. Во взрослом состоянии такой человек не будет способен усваивать нормы общества, но будет способен создавать свои. Часто это творческие люди.

Фаллическая стадия длится с трех до шести лет. В этом возрасте происходит поло-ролевая идентификация − ранее она происходила по вторичным признакам: окончания глаголов, одежда и так далее. Теперь ребенок понимает, что основным половым признаком является форма гениталий. У ребенка появляется склонность к манипулированию своими гениталиями с целью выяснить, какие ощущения они могут дать. Возникает детская мастурбация. Дальнейшее развитие ребенка зависит от реакции взрослых: если родители с пониманием относятся к интересам ребенка, но не стимулирую его, то развитие идет по линии нормы.

Фиксация в форме симптома возникнет, если родители негативно относятся к интересам ребенка; наказания порождают стыд и чувство вины. Возникают сексуальные девиации: человек не может достичь оргазма в процессе нормального полового акта, но только в процессе мастурбации. Фиксация в форме симптома может проявляться в некрофилии, зоофилии, экзбиционизме, вуайеризме и так далее.

Фиксация в форме характера также связана с реакцией родителей на детскую мастурбацию. Борясь с интересами ребенка, они дают ему противоречивые сообщения: если запрещают, значит это важная сфера. Пассивная форма фиксации проявляется в том, что ребенок усваивает запретительную составляющую сообщения. Такой человек будет считать аморальным и постыдным все, что связано с сексуальной сферой, будет не в состоянии вступить в половой контакт. Активная форма связана с абсолютизацией сверхценной составляющей сообщения. Это механизм возникновения профессиональной проституции.

Следующий этап − латентный. Он длится с 6 лет до подросткового возраста. С точки зрения З. Фрейда, на этой стадии снижается энергия либидо (сексуальное влечение).

Заключительным этапом психосексуального развития человека является подросковый возраст, для которого характерно повышенное либидо. Цель возраста − научиться справляться с повышенным сексуальным желанием.

Отметим, что в возрасте 3-6 лет, то есть на анально-садистической стадии, человек должен пройти и разрешить следующие комплексы: Эдипов комплекс и комплекс кастрации у мальчиков и комплекс Электры и зависть к пенису у девочек.

Эдипов комплекс свойственен мальчикам. Мать − первый сексуальный объект мальчика, то есть мужчина изначально гетеросексуален. Если мать ласкает еще совсем маленького ребенка, то отец радуется этому событию. Но по мере взросления мальчика отец все чаще показывает раздражение по отношению к тому, что мальчик 3-4 лет лезет на колени к матери и требует ее ласки. Ребенок по прежнему продолжает любить свою мать, но начинает ненавидеть своего отца, в котором он видит соперника, препятствующего быть вместе с матерью.

Разрешение комплекса происходит через идентификацию мальчика с отцом. Отец – это тот, кто занял место рядом с матерью, и ребенок стремится стать таким же, как он, чтобы самому занять место отца. Ребенок начинает впитывать параметры мужской половой роли, осваивает мужское super ego (сверх Я) отца, ядром которого является запрет на инцест. Отцу потом не надо сгонять ребенка с колен матери − ребенок сам дистанцируется от телесного контакта с ней.

Комплекс Электры характерен для девочек. Девочка изначально гомосексуальна. Сначала ее влечение к матери усиливается, но потом изменяется на прямо противоположное, а также появляется позитивное отношение к отцу. Комплекс разрешается через идентификацию с матерью: «если я буду как мать, − думает девочка, − то отец предпочтет меня моей матери». Так, девочка впитывает параметры женской половой роли, а осваивая супер эго матери, она усваивает запрет на инцест. Девочка дистанцируется от отца.

Комплекс кастрации проявляется у мальчиков. Согласно взглядам З. Фрейда, два пола в мире неполноценны: есть привилегированный (мужской) и второсортный (женский). В процессе развития мальчик понимает, что он относится к привилегированному полу, а главным признаком является пенис. Отсюда, трепетное отношение мужской части населения к пенису и страх его потери. Страх может возникать по двум причинам. Во-первых, из знания того, что есть люди, у которых нет пениса. Второй причиной является воспитание − взрослые могут запугивать ребенка. Страх уходит в область бессознательного, и возникают мужские проблемы (импотенция, стремление начать половую жизнь как можно раньше и так далее; может быть смещение − проблемы неполноценности и привилегированности).

Зависть к пенису проявляется у девочек. Девочки знают, с точки зрения З. Фрейда, что они не имеют пениса, то есть они второсортные. И это воспринимается болезненно, изменяется отношение к матери: девочки возлагают ответственность на мать за то, что она родила их девочками. К тому же, мать тоже второсортна. Поэтому все свое внимание девочка переключает на отца, формируется положительное отношение к нему.

У девочки возникает зависть к пенису и стремление к символическому обладанию им, которое выражается в желании обладать тем, у кого он есть. В ближайшем окружении – это отец. Если отец относится к дочке хорошо, то девочка думает, что это знак того, что она обладает им. Эта информация уходит в бессознательное, и возникают женские проблемы: девушка не может вступить в сексуальный контакт; нужен постоянный мужчина, чтобы быть выше других женщин.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: