Технические характеристики электроподвижного состава
Локомотивы и моторвагонный подвижной состав составляют основу материально-технической базы локомотивного хозяйства и пригородных перевозок, и их технические характеристики должны соответствовать назначению (роду службы) и условиям эксплуатации.
Технические характеристики электроподвижного состава подразделяются на тяговые и эксплуатационные.
К тяговым характеристикам относятся:
- реализуемые силы тяги и скорости продолжительного и расчетного
режимов (в Правилах тяговых расчётов указаны расчётные значения силы
тяги и скорости электровозов на расчётном подъёме, а также рекомендованы
режимы их работы);
- конструкционная скорость (максимально допустимая скорость);
- нагрузка от колесной пары на рельсы;
- мощности часового и продолжительного режимов на валах тяговых
двигателей.
Мощность продолжительного режима тягового двигателя - это мощность, развиваемая на валу тягового двигателя, при которой двигатель может неограниченно долгое время работать без превышения температуры любой его части над температурой допустимой по нормам. Характеристики двигателя соответствующие этой мощности называются длительными.
|
|
Мощность часового режима тягового двигателя - это наибольшая мощность, развиваемая на валу тягового двигателя при которой двигатель, начав работать при температуре окружающей среды, может работать в течении 1ч, без превышения температуры любой его части свыше температуры допустимой по нормам. Характеристики двигателя соответствующие этой мощности называются часовыми.
К эксплуатационным характеристикам локомотива относятся надежность в работе, ремонтопригодность, степень автономности, мобильность и автоматизация управления, обеспечение безопасности движения и комфортных условий труда для локомотивной бригады.
Экономические характеристики электроподвижного состава определяются энергетическими затратами на единицу мощности или перевозимого груза, расходом металла на единицу мощности, сроком окупаемости или строительной стоимостью, удельными расходами на эксплуатацию, техническое обслуживание и ремонты.
Все электровозы и электропоезда распределяют по отдельным железным дорогам, где они числятся на балансе и составляют инвентарный парк дорог. В соответствии с расчетной потребностью обеспечения перевозок этот электроподвижной состав распределяют по депо дороги, где они также числятся на балансе и составляют (см. рис. 1.3).
Рис.1.3
Электроподвижной состав по типам и сериям распределяют по дорогам и депо с учетом вождения поездов установленной массы с расчетной скоростью. Рациональное размещение электроподвижного состава предполагает соблюдение принципа унификации серий для депо, так как многосерийность осложняет организацию эксплуатации и ремонта.
|
|
На каждый электровоз или секцию электропоезда инвентарного парка составляется технический паспорт, хранимый в депо приписки, в котором отражаются данные технического состояния, а также фиксируются произведенные ремонты и модернизации.
Инвентарный учет электровозов ведется в физических конструктивных единицах, электропоездов — в секциях.
Для учета выполненной работы, технического состояния и использования электроподвижного состава инвентарный парк подразделяют на парки в распоряжении депо (дороги) и вне распоряжения депо (дороги). Парк электроподвижного состава в распоряжении депо (дороги) подразделяют на эксплуатируемый и неэксплуатируемый. Все показатели, характеризующие качество эксплуатации электроподвижного состава, рассчитываются по отношению к эксплуатируемому парку.
Электровозы, выполняющие вспомогательную работу, следующие в двойной тяге, одиночном следовании, а также ожидающие работу, относят к тому виду движения, к которому относится выполняемая ими работа.
Установлен определённый порядок перечисления электроподвижного состава из одного парка в другой, что фиксируется в специальных актах, книгах готовности к работе (форма ТУ-150), приказах и настольном журнале дежурного по депо.
Для электроподвижного состава, подлежащего ремонту в депо приписки, моментом перечисления из эксплуатируемого парка в неэксплуатируемый считается время окончания сдачи электровоза или электропоезда бригадой.
Время обкатки и пробной поездки выпускаемого из ремонта электровоза не считается простоем в ремонте. Эти локомотиво-часы учитываются в эксплуатируемом парке соответствующего вида движения. Время обкатки считается от момента выхода локомотива на контрольный пост депо до прохода контрольного поста после обкатки.
Запас ОАО «РЖД» укомплектовывается из электроподвижного состава, предназначенного для обеспечения тяговыми средствами вновь строящихся железных дорог, а также для пополнения эксплуатируемого парка депо при увеличении объема работ и размеров движения. Для содержания электроподвижного состава запаса и его обслуживания создаются специальные базы. В запас ставятся электровозы и электропоезда на срок до одного года. Электроподвижной состав запаса должен отвечать определенным требованиям, главные из них — исправность и готовность к работе. Электровозы и электропоезда запаса проходят периодические контрольные проверки в соответствии со специальной инструкцией. После истечения срока нахождения в запасе они подлежит отправке в депо и включаются в эксплуатационную работу.
Резерв управления дороги комплектуется по указанию начальника дороги. Образование резерва связано с неравномерностью перевозок в течение суток или сезона. Порядок постановки электровозов и электропоездов в группу резерва управления дороги определяется в зависимости от оперативной обстановки на дороге. Порядок содержания и обслуживания электровозов и электропоездов устанавливается в зависимости от срока нахождения в резерве. Максимальный срок нахождения в резерве не должен превышать одного года. Электровозы и электропоезда из резерва должны быть готовы к работе не позднее 24 часов после приказа начальника дороги. Электроподвижной состав резерва может быть оставлен в основном депо, а также в других пунктах, где есть соответствующие условия, в том числе и охрана. Учет постановки и окончания состояния резерва указывается в настольном журнале дежурного по депо и маршруте машиниста.
|
|
Учет наличия и состояния локомотивного парка производится на отчетный час - 6.00и 18.00 в физических единица и в среднем за сутки, декаду или более длительный срок в локомотиво-сутках. Основными первичными учетными документами являются: а) настольный журнал дежурного по депо; б) маршрут машиниста; в) акты постановки электровозов и электропоездов в запас ОАО «РЖД», резерв управления дороги; г) акты на исключение электровозов и электропоездов из инвентаря или приемку; д) документ (телеграмма) начальника депо о зачислении откомандированного электровоза или электропоезда в парк; е) книга готовности электровозов и электропоездов к работе.
Исключение электроподвижного состава из инвентарного парка производится по решению комиссии, которое подписывается начальником дороги и утверждается Департаментом локомотивного хозяйства или Департаментом пригородных перевозок. После утверждения акта о списании, электроподвижной состав исключается из инвентарного парка и сдается в металлолом. При этом, все годное оборудование может быть снято для использования при ремонте электроподвижного состава.