1. Статистическая норма – тот уровень психолого-социального развития человека, который соответствует средним качественно-количественным показателям, полученным при обследовании представленной группой людей того же возрастного диапазона, пола, культуры и т. п.
С. н., представляет собой определённую область значений развития какого-либо качества (физических, психологических показателей, уровня интеллекта и т. п.), находящуюся около среднего арифметического (χ) в пределах стандартного квадратичного отклонения (±σ) ситуации, когда распределение всех значений данного признака признано нормативным.
Попадание в этот диапазон значений означает, что уровень развития данного признака (группы признаков) соответствует не мене чем 68 % лиц данной возрастной, половой, интеллектуальной и прочим категориям группы и считается соответствующим средней статистической норме.
2. Социально-психологический норматив (Гуревич К. М. ввёл в 70-е годы) используется в качестве точки отсчёта, независимый от результатов испытания как объективно заданный норматив.
|
|
Социально-психологический норматив – система требований, которые общество предъявляет к психологическому и личностному развитию каждого из его членов. Социально-психологический норматив является идеальной моделью требований социальной общности к личности. Требования – это правила, нормы, предписания. Они присутствуют в образовательных программах, профессиональных и квалификационных характеристиках, общественном мнении педагогов, родителей. Нормативы историчны, но меняются вместе с развитием общества. Время их существования зависит от отнесённости к той или иной сфере психологического с одной стороны, и от темпов развития общества – с другой стороны.
3. С понятием «социально-психологический норматив» тесно связано понятие «функциональная норма».
Функциональная норма – индивидуальная норма развития, которая является отправной точкой и одновременно целью коррекционно-развивающей работы с человеком, независимо от характера имеющихся у него особенностей. О функциональной норме можно говорить в тех случаях, когда в процессе развития, обучения (как самостоятельного, так и в результате специальной помощи) наблюдается сбалансированное взаимоотношение личности и социума, при котором удовлетворяются основные потребности личности и личность удовлетворена требованиями социума.
4. Идеальная норма – оптимальное развитие личности, реализуемое в оптимальных социокультурных условиях. Имеет исключительно теоретическое значение. Идеальная норма не может служить критерием оценки реально протекающих процессов или состояний психики, но позволяет вычленить объективные закономерности психического развития, необходимые и достаточные условия для обеспечения успешности их формирования.
|
|
5. Типологический норматив – определяет наиболее частотные (качественные и количественные) характеристики и особенности ребёнка, отражающие специфические (типологические) варианты развития.
6. Идеальная, типологическая, функциональная норм– Семаго Н., Семаго М. Теория и практика оценки психологического развития ребёнка, С-Пб, 2005 г.