Надёжность самого измерительного инструмента

Виды надёжности.

По второму направлению – см. Лекция № 2. Понятие норм в психолого-педагогическом исследовании.

Лекция № 3. Критерии качества психодиагностических методик: стандартизация, надёжность, валидность.

Виды измерений в психологической диагностики

Для измерения уровня проявленности признака (ов) используются различные типы шкал измерений.

1. Шкала наименований (номинальная). Свойства группируются по классам, которым даётся наименование и присваивается числовое значение.

2. Шкала порядка – ранжирование. Определяется ранг или место признака (разную степень его выраженности). Например – успеваемость.

3. Интервальная шкала – шкала интеллекта.

4. Шкала отношений. К интервальной шкале добавляется произвольный ноль, означающий полное отсутствие измеряемого свойства.

Рисунок –схема из учебника Шевандрина Н. И

Кроме уровней, в ПД выделяются такие виды измерений: нормативное, критериальное, ипсативное.

Нормативное измерение – это сравнение значений показателей испытуемого со значениями распределений аналогичных показателей в эталонной группе лиц (статистическая норма).

Критериальное измерение – качество выполнения теста без сравнения с показателями других людей (критерий сформированности ЗУН, ПВК и т.п.).

Ипсативное измерение – оценка внутри индивидуальных соотношений. Значения сравнивают не с группой, а с индивидуальной нормой (физиологические показатели индивида – пульс, температура и др.).

1. Введение в психодиагностику. Под редакцией К. М. Гуревича, Е. М. Борисовой, М., 2000 г.

2. Психологическая диагностика. Под редакцией М. К. Акимовой, Москва – Воронеж, 2001 г.

3. Психологическая диагностика. Под редакцией М. К. Акимовой, М., С-Пб, 2005 г.

Стандартизация – это единообразие процедуры проведения и оценки выполнения теста.

Реализуется в двух направлениях:

1. выработке единых требований к процедуре эксперимента;

2. определении единых критериев оценки результатов диагностических испытаний.

По первому направлению:

- единообразие сообщения инструкции;

- отсутствие преимущества кого-либо;

- отсутствие дополнительных пояснений;

- проведение в одно время в сходных условиях;

- одинаковые временные ограничения для всех;

- другая специфичность для определённых методик.

Надёжность – относительное постоянство, устойчивость, согласованность результатов теста при первичном и повторном его применении на одних и тех же испытуемых.

как составлена методика;

правильность подбора заданий, заключается во взаимосогласованности заданий, которые актуализируют одно и тоже свойство или признак.

Для определения (при апробации) надёжности используется метод «расщепления», т. е. все задания делятся на чётные и нечётные, а затем результаты коррелируются. При высоко корреляции κ ≥ 0,9; нормой считается κ ≥ 0,75-0.85.

2. Стабильность изучаемого признака – исследование через определённый промежуток времени, что зависит от возраста испытуемых и измеряемого признака (для взрослых промежуток времени между испытаниями не более 0,5 года; для детей – несколько недель).

3. Константность, т. е. относительная независимость результатов от личности экспериментатора (см. Стандартизация, первое направление).

Валидность теста (А. Анастази) – понятие, указывающее нам, что тест измеряет и насколько хорошо он это делает.

Валидность – комплексная характеристика, которая включает сведения а) пригодна ли методика для измерения того, для чего она создана, б) какова её действенность, эффективность, практическая полезность.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: