Лекция № 1. Определение психодиагностики как научной дисциплины, её основные понятия.
Определение психодиагностики.
Гуревич К. М. – психологическая дисциплина, разрабатывающая методы выявления и изучения индивидуально-психологических и индивидуально-психофизиологических особенностей человека.
Бурлачук Л. Ф. – (душа + способность распознавать) – область психологической науки, разрабатывающая принципы, пути и приёмы распознавания, оценки и измерения индивидуально-психологических особенностей личности.
Акимова М. К. – наука о конструировании методов оценки, измерения, классификации психологических и психофизиологических особенностей людей, а также об использовании этих методов в практической деятельности.
1. Структура современной ПД
общая теория психологических измерений;
частные теории и методики измерения свойств и поведения личности;
теории и методики оценивания.
2. Психометрия (душа + мера; понятие введено в 1734 г. Христианом Вольфом) – а) область психологии, связанная с теорией и практикой измерения психологических явлений; б) область ПД, связанная с теорией и практикой измерения в психологии; выступает как методологическая дисциплина, обосновывающая требования к измерительным психодиагностическим методам (см. «Понятие норм в ППД»).
3. Диагноз (распознавание, определение) – а) определение существа и особенностей болезни на основе всестороннего исследования; б) научное описание основных признаков, характеризующих что-либо.
Диагноз психологический – а) результат исследования, направленный на выявление сущности индивидуально-психологических особенностей личности с целью оценки их актуального состояния, прогноза развития и разработки рекомендаций (Бурлачук Л. Ф.); б) результат диагностического обследования, психологическое заключение, направленное на описание и интерпретацию выявленных индивидуально-психологических особенностей человека и предназначенное для практического применения в целях консультирования, прогноза определённых достижений или поведения, организации коррекционной или развивающей работы, разработки рекомендаций и других видов использования, определяемых задачей психодиагностического обследования (Акимова М. К.).
4. Предмет ПД – установление индивидуально-психологических различий в норме и патологии.
5. Задачи ПД:
5.1 диагностика;
5.2 оценка актуального состояния;
5.3 причины обнаруженного проявления и их место в структуре личности;
5.4 прогноз развития выявленного проявления (на практике – прогноз разбивается на отдельные периоды и используется длительное повторное наблюдение);
5.5 разработка рекомендаций.
6. Уровни диагностики (диагноза).
6.1 Симптоматический (или эмпирический) – констатация симптомов (симптом – признак, совпадение) или особенностей, на основании которых строятся выводы (не является собственно научным, так как симптом никогда автоматически не приводит к диагнозу).
6.2 Этиологический диагноз (вторая ступень) – установление симптомов и причин их возникновения.
6.3 Типологический диагноз (высший уровень) – определение места и значения полученных данных в целостной, динамической картине личности (с учётом сложной структуры личности).
7. Функции психологической диагностики: научная и практическая (Акимова М. К.).
7.1 Научная – научно-исследовательская область ПД; включает деятельность по конструированию психодиагностических методик. Психодиагностические методики – это специфические психологические средства, предназначенные для измерения и оценки индивидуально-психологических особенностей людей.
7.2 Практическая функция реализуется психологами-практиками и включает следующие виды деятельности: измерение, анализ, оценка индивидуальных особенностей человека или выявление различий между группами людей, объединённых по какому-либо признаку. Совокупность этих видов деятельности называется постановкой диагноза, это во-первых; во-вторых, эти виды деятельности осуществляются ради решения определённых прикладных задач.
Примеры прикладных задач: 1) выявление психологических различий между детьми для осуществления индивидуального подхода в обучении и воспитании; 2) отбор по психологическим и психофизиологическим качествам для эффективной профессиональной деятельности; 3) выявление профессиональной предрасположенности для оптимальной профориентационной работы; 4) создание нормального социально-психологического климата в коллективе или организации; 5) оказание индивидуальной психологической помощи личности и др.
8. Функции диагностики педагогического процесса (Шевандрин Н. И.):
8.1 установление обратной связи;
8.3 воспитательно-побуждающее воздействие;
8.4 коммуникативная (обмен информацией);
8.5 конструктивная (на основе диагноза – проектирование личности учащегося);
8.6 прогностическая (прогноз развития, интеллектуального или личностного роста; профессиональной направленности учащегося).
9. Сферы применения психодиагностических методов и методик:
- образование и воспитание; решение практических задач, таких как: контроль за интеллектуальным и личностным развитием учащихся; оценка школьной зрелости; выявление причин неуспеваемости; отбор в школя и классы с углублённым изучением определённых предметов; решение проблем трудных детей (с отклоняющимся поведением, конфликтных, агрессивных и пр); профессиональная ориентация и др.
- медицина (в психиатрических и неврологических клиниках); задачи: уточнение или постановка диагноза заболевания; оценка эффективности терапии; для целей трудовой, воинской и судебной экспертизы;
- психологическое консультирование; задачи: помощь индивиду;
- трудовая деятельность; задачи: помощь в выборе сферы труда;
- судебно-психологическая экспертиза; задачи: обеспечить качество судопроизводства, соблюдение прав и охраняемых законом интересов граждан;
- армия, милиция, спорт, коммерческие структуры.