и их оптимизаций
Технологический процесс ремонта локомотивов определяет собой совокупность технических средств и методов производства ремонтных работ, а также порядок осуществления технических операций, обеспечивающий высокое качество выполнения ремонта, соблюдение установленных норм простоев локомотивов в ремонте и рациональное использование рабочей силы и материалов. Технологический процесс каждого вида технического обслуживания и текущего ремонта локомотивов разрабатывается в форме графиков технологического процесса, в которых отражается перечень, начало и окончание всех ремонтных работ, последовательность и параллельность их выполнения, число исполнителей, продолжительность выполнения работ и их трудоемкость.
Технологический процесс ремонта отдельных узлов и деталей локомотивов оформляется в виде карт технологического процесса, которые включают: чертежи данного узла и детали, марку материала, наименование и последовательность операций, перечень оборудования и инструмента, необходимых для выполнения отдельных операций, нормы времени на; выполнение каждой операции и разряд исполнителей.
При разработке графиков технологических процессов ремонта локомотивов должны быть учтены: полный объем ремонтных работ, предусмотренный правилами данного вида ремонта; максимально возможная параллельность выполнения ремонтных операций; полное использование мощности оборудования и технологической оснастки; минимально необходимое число рабочих, участвующих в ремонте; ликвидация простоев рабочей силы между отдельными операциями и др.
Постоянное совершенствование технологических процессов ремонта локомотивов способствует сокращению времени простоя их в ремонте и повышению качества ремонта.
Наибольшее распределение получили ленточные и сетевые графики технологических процессов ремонта локомотивов.
Сетевые графики являются основой системы сетевого планирования и управления (СПУ) производством - одной из форм научной организации труда при ремонте локомотивов. Сетевой график в отличие от ленточного наглядно показывает последовательность выполняемых работ, что очень важно при сложных технологических процессах, в которых участвует несколько цехов и бригад исполнителей. Сетевой график позволяет активно управлять производством, выявлять «узкие» места и резервы производства в направлении повышения производительности труда, снижения трудоемкости и себестоимости, находить оптимальные решения.
Большим достоинством сетевых графиков является возможность нахождения критического пути, т.е. совокупность тех работ, которые, определяют продолжительность простоя локомотивов в ремонте. Это позволяет в процессе разработки сетевого графика наметить мероприятия по сокращению общей продолжительности ремонта, а при контроле производства по сетевому графику сосредоточить внимание руководителя на работах, определяющих критический путь. В процессе контроля производства по сетевому графику осуществляется непрерывное оперативное планирование.