ТЕМА: Роль земельных ресурсов в формировании городского бюджета и налоговой политики
ПЛАН
1. Виды земельных участков, подлежащих налогообложению
2. Использование платежей за землю
3. Финансы города
Использование земли в РФ является платным – это общий принцип, закрепленный законодательством в области платежей за земельные ресурсы.
Виды земельных участков, подлежащих налогообложению:
1. Земельные участки, которые предоставлены сельскохозяйственным коммерческим организациям, а так же крестьянским (фермерским хозяйствам) и прочим юридическим лицам для ведения сельскохозяйственного производства и подсобного хозяйства.
2. Земельные участки, которые предоставлены гражданам для ведения личного (подсобного) хозяйства, индивидуального садоводства, огородничества и животноводства, а так же дачные участки.
3. Земельные участки, которые предоставляются кооперативам граждан для садоводства, огородничества и животноводства.
4. Земельные наделы, предоставляемые отдельным категориям работников организаций транспорта, лесной промышленности, водного, рыбного и охотничьего хозяйств.
|
|
5. Земельные участки для жилищного, дачного, гаражного строительства и иных целей.
6. Земли промышленности, транспорта, связи, радио и телевещания, энергетике и космического обеспечения и другого специального разрешенного использования.
7. Земли лесного фонда, на которых дано право производства заготовки древесины, а так же земли сельскохозяйственного назначения в составе лесного фонда.
8. Земли водного фонда, которые предоставляются для хозяйственной деятельности.
9. Земли лесного и водного фонда для рекреационных целей.
При этом земельный налог устанавливается с учетом состава угодий, их качества, площадей и местоположения. Земельный налог за участки, которые предоставляются гражданам взимается со всей площади земельного участка за 1 м2.
Органам местного самоуправления предоставлено право при учете благоприятных условий повышать ставки земельного налога не более чем в 2 раза. Земли сельскохозяйственного назначения, не могут изменяться по своему целевому использованию и облагается налогом как сельскохозяйственное угодье.
Земли не сельскохозяйственного назначения, к которым относятся земли городов, рабочих, курорты и дачных поселков, облагаются налогом как городские земли.
При этом плата взимается со всех предприятий, организаций, учреждений и граждан, имеющих в собственном владении или пользовании земельные участки по соответствующим ставкам. Средние ставки различают по местоположению, а так же зонам различной градостроительной ценности на территории городской границы этих зон определен согласно экономической оценке городских земель и определен в соответствии с генеральным планом города. В облагаемую налогом площадь включают земельные участки, которые заняты строениями и сооружениями, а так же участки необходимые для из содержания, включая санитарно-защитные зоны, технические зоны, если они не предоставлены иным юридическим лицам и гражданам.
|
|
Налог на земли занятые жилищным фондом (государственным, муниципальным, общественным, индивидуальным и кооперативным), а так же личным подсобным хозяйством граждан в границах городской границы взимается со всей площади земельного участка как % от ставок установленных в городах и сельских населенных пунктах. Расчет производится за 1 м2.
Налог за земли водного фонда взимается по средним ставкам налога с земель с сельского хозяйства (назначается администрацией района).
Налог за земли лесного фонда устанавливается на период лесопользования с единицы площади освоенных лесов в размере 5% от платы за древесину, отпускаемую на корню.
Основание для взимания платы за землю.
Взимать земельный налог возможно только на основании право удостоверяющих документов, которые выдаются в порядке, установленном Роснедвижимостью.
Основание для взимания повышенной платы, а так же платы за неиспользование или не целевое использование земельного участка является решение органов исполнительной власти местного самоуправления с предоставлением тер отделам Роснедвижимости района или города.
(2). Использование платежей за землю.
В соответствии с законом о плате за землю платежи за землю зачисляют на бюджетные средства соответствующим органом местного самоуправления.
1. Сельских органов местного самоуправления – за земли в пределах границы сельских населенных пунктов, а так же за другие земли, переданные в их ведение.
2. Поселков и городских органов за земли в пределах поселков и городской границы, а так же за другие земли в их ведение.
3. Районных органов местного самоуправления за земли в границе района, за исключением сельских, поселковых земель и организаций местного самоуправления.
На бюджетных счетах субъектов РФ централизуется часть средств, поступивших на бюджетные счета районных и городских органов местного самоуправления, на счета субъектов РФ перечисляется не более 10% от общей суммы средств, сюда относятся платежи от арендной платы за сельскохозяйственные угодья, а так же платежи от использования земель, находящихся в государственной собственности. Остальная часть не использованных средств перечисляется в федеральный бюджет для различного рода целевых централизованных мероприятия. Доли этих средств ежегодно устанавливаются при утверждении бюджета.
Земельный налог и арендная плата учитываются в доходах и расходах соответствующих бюджетов отдельной строкой и используются исключительно на следующие цели:
1. Финансовые мероприятия по землеустройству, ведение ГКН, мониторинга, на охрану земель и повышения их плодородия, освоения новых земель, на компенсацию собственных затрат землепользования на эти цели и погашение ссуд и кредитов, выданных под указанные мероприятия и проценты за их использование.
2. Инженерное и социальное обустройство территории.
(3). Финансы города
Достижение целей и решение задач, стоящих перед местным самоуправлением, невозможно без наличия необходимых для этого финансовых ресурсов.
Муниципальная экономическая политика включает муниципальную фискальную политику и налоговое регулирование. Это местная политика возмещения затрат (тарифы водо- и энергоснабжения, уборка мусора и регулирование стоков; взносы), местные налоговые ставки, муниципализация и приватизация финансовых обязательств предприятий и учреждений.
|
|
Одним из принципов городского самоуправления является принцип соответствия материальных и финансовых ресурсов местного самоуправления его полномочиям. Конституция Российской Федерации гарантирует экономическую ифинансовую самостоятельность местного самоуправления, признает и защищает наравне с другими формами собственности муниципальную собственность.
Конституция Российской Федерации предоставляет органам местного самоуправления самостоятельно формировать, утверждать и исполнять местный бюджет, устанавливать местные налоги и сборы. Также предусмотрено, что наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями сопровождается передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. В качестве одной из гарантий местного самоуправления названо право «на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти».
Наличие конституционных гарантий ресурсной обеспеченности местного самоуправления является фундаментом формирования финансово-экономической основы городского самоуправления, необходимой и достаточной для его реальной самостоятельности при осуществлении собственных и переданных полномочий.
Для оценки обеспеченности городского самоуправления финансовыми ресурсами решающее значение имеет вопрос, кто пользуется правом распоряжаться доходами местных бюджетов. В соответствии с законодательством право формирования, утверждения и исполнения местных бюджетов предоставлено органам городского самоуправления. Вместе с тем, непременным условием обеспечения самостоятельности и собственной ответственности органов городского самоуправления является наличие в их распоряжении собственных доходов. Перераспределение средств производится в том случае, если собственные доходы оказываются недостаточными.
|
|
за годы рыночных реформ состоялось принципиальное перераспределение бюджетных ресурсов государства от федеративного уровня в пользу территориальных (региональных и городских) органов управления и внебюджетных источников.
По мере укрепления рыночных реформ на муниципальные бюджеты приходится все большее число функций, ранее выполнявшихся федеральным бюджетом. Так, сегодня посредством муниципальных бюджетов финансируется две трети расходов бюджета на образование, около двух третей затрат на жилищно-коммунальное хозяйство, более половины затрат на здравоохранение и социальную политику.
Органы местного самоуправления обеспечивают сбалансированность местных бюджетов и соблюдение установленных федеральными законами требований к регулированию бюджетных правоотношений, осуществлению бюджетного процесса, размерам дефицита местных бюджетов, уровню и составу муниципального долга, исполнению бюджетных и долговых обязательств Муниципальных образований. Формирование, утверждение, исполнение местного бюджета и контроль за его исполнением осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно.
Расходы местных бюджетов осуществляются в формах, предусмотренных Бюджетным кодексом Российской Федерации. Органы городского самоуправления ведут реестры расходных обязательств муниципальных образований в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации в порядке, установленном решением представительного органа муниципального образования.
Органы городского самоуправления самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений, устанавливают муниципальные минимальные социальные стандарты и другие нормативы расходов местных бюджетов на решение вопросов местного значения.
Осуществление городских бюджетов на финансирование полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации не допускается, за исключением случаев, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
Собственные налоговые доходы местных бюджетов включают:
— доходы от местных налогов и сборов;
— доходы от региональных налогов и сборов;
— доходы от федеральных налогов и сборов.
На постоянной основе за местными консолидированными бюджетами в условиях закреплены следующие федеральные и региональные налоги:
— налог на доходы физических лиц (по нормативу 50 %);
— единый налог, взимаемый в связи с упрощенной системой
налогообложения (60%);
— единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности (60 %);
— единый сельскохозяйственный налог (30%);
— государственная пошлина (20%).
Помимо перечисленных выше так называемых закрепленных налоговых доходов, собственными доходами городских бюджетов являются местные налоги и сборы и неналоговые доходы
В местные консолидированные бюджеты поступают по нормативу 100%:
— налог на имущество физических лиц;
— земельный налог;
— торговый сбор;
— транспортный налог.
Неналоговые доходы местных бюджетов включают в себя: - средства самообложения граждан;
— безвозмездные перечисления из бюджетов других уровней,
включая дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований;
— доходы от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности;
— часть доходов от платных услуг, оказываемых учреждениями, находящимися в ведении органов местного само
управления, и часть прибыли муниципальных предприятий;
— штрафы, установление которых в соответствий с федеральным законом отнесено к компетенции органов местного
самоуправления;
— добровольные пожертвования;
— иные поступления в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и решениями органов местного самоуправления.
Распределение дотаций из региональных фондов финансовой поддержки муниципалитета утверждается законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год.
В целях предоставления местным бюджетам субсидий для долевого финансирования инвестиционных программ и проектов развития общественной инфраструктуры муниципальных образований в составе расходов бюджета субъекта Российской Федерации может быть образован фонд муниципального развития.
Способом регулирования доходов местных бюджетов является предоставление органами местного самоуправления дополнительных налоговых льгот. Органы местного самоуправления вправе предоставлять дополнительные льготы по налогам в части, зачисляемой в местные бюджеты, в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.