Видовая пара

Категория вида

Категории глагола

Категорию вида разные ученые определяют по-разному:

1) вид – это способ протекания действия во времени: непрерывное или прерывистое;

2) вид выражает законченность/незаконченность действия;

3) вид выражает результативность/нерезультативность действия;

4) вид выражает предельность/непредельность действия, то есть ограниченность или неограниченность действия внутренним пределом.

Понятие вида как выражение глаголом отношения действия к внутреннему пределу стало широко принятым.

В русском языке сформировалось два вида – совершенный и несовершенный.

Видовое различие четко выявляется с помощью видового вопроса: что делать? (несов. в.), что сделать? (сов. в.).

Различия между глаголами совершенного и несовершенного вида:

Глаголы несовершенного вида Глаголы совершенного вида
Морфологические различия
в силу своей семантики могут образовывать все три формы времени: читал – читаю – буду читать могут образовывать только две формы времени: прочитал - прочитаю
при этом от глаголов несов. вида образуется будущее сложное время: буду рисовать, буду танцевать а от глаголов сов. вида – будущее простое время нарисую, потанцую
от глаголов несов. вида образуются причастия настоящего времени: читающий, танцующий а от глаголов сов. вида – только причастия прошедшего времени: потанцевавший, нарисованный
Синтаксические различия
легко сочетаются с наречиями долго-долго, без конца, ежедневно, вечерами, а также с глаголами фазисной семантики начинать, продолжать, закончить  

Основу вида как грамматической категории составляют парные глаголы, то есть глаголы, образующие видовую пару, или видовую корреляцию (соотношение).

Видовую пару образуют две соотносительные формы одного и того же глагола, совпадающие по смыслу (лексически) и имеющие разные видовые значения. Семантическое совпадение – необходимое условие видовой парности глаголов. Большинство глаголов образует видовые пары, хотя есть такие глаголы, которые не вступают в видовую корреляцию: хлынуть, обожать.

В русском языке существует несколько способов образования видовых пар:

с помощью суффиксов получить – получать, рассказать – рассказывать, дать – давать, глядеть - глянуть
с помощью приставки делать - сделать
с помощью приставки и суффикса кланяться – поклониться, ронять – уронить, глотать – проглотить, купить - покупать
с помощью ударения нарезать – нарезать, засыпать - засыпать
чередование гласных и согласных звуков собрать – собирать, прибавить – прибавлять, расспросить - расспрашивать
супплетивизм ловить – поймать, говорить – сказать, класть – положить, брать - взять

!!! ПРИМЕЧАНИЕ:

Следует отметить, что приставки в системе глагола могут выполнять разные функции:

а) образовывать новые слова, отличающиеся лексическим значением;

б) образовывать формы слова, отличающиеся друг от друга только грамматическим значением.

Словообразовательные (лексические) приставки при образовании новых глаголов могут не менять видового значения исходных основ (дать – отдать, выдать), а могут изменять не только лексическое, но и грамматическое значение исходной основы (строить – перестроить, настроить, застроить). Во всех этих случаях приставки совмещают словообразовательную и видообразующую функции.

Кроме того, существуют такие приставки, которые служат только средством образования формы совершенного вида. Это чистовидовые приставки. Чистовидовые приставки отличаются от лексических тем, что, не меняя лексического значения бесприставочной производящей основы глагола, они меняют только ее грамматическое значение: переводят из несовершенного вида в совершенный. В этом случае основа глагола сов. вида обозначает тот же самый процесс, что и глагол несов. вида. Разница между ними заключается только в том, что глагол несов. вида обозначает действие как длительное, в процессе совершения, а глагол совершенного вида с чистовидовой приставкой выражает внутренний предел, границу этого действия, его естественный исход (строить дом – построить дом, тушить пожар – потушить пожар, печь пироги – испечь пироги).

Как правило, глаголы несов. вида входят в видовую пару только с одним приставочным глаголом сов. вида. Но встречаются случаи, когда один и тот же глагол несов. вида в разных своих значениях образует несколько видовых пар с разными приставочными основами:

глохнуть – оглохнуть (потерять слух)

глохнуть – заглохнуть (о моторе)

стареть – постареть (о человеке)

стареть – устареть (о художественном произведении).

Наиболее продуктивными в образовании видовых пар являются приставки с-, за-, про-, по-, от-. Малопродуктивными считаются приставки на-, о-, у-, а непродуктивными в чистовидовой функции являются приставки вы-, из-, вз-, раз-, при-, пере-, под-, воз.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: