Понятие, предмет и проблемы взаимодействия видов транспорта

[21, с. 5], [1, с. 91]

Предметом взаємодії видів транспорту є розгляд відносин, які виникають при доставці вантажів і пасажирів різними видами транспорту або різними видами сполучень у межах одного виду транспорту [16, с. 11].

Взаимодействие - это деятельность, направленная на реализацию общей цели, которая предусматривает наиболее полное использование всех ресурсов и возможностей видов транспорта.

Другими словами, взаємодія полягає в слаженной і согласованной роботі транспорту в загальному перевізному процесі. Вона залежить від багатьох умов правового, економічного, технічного, технологічного, організаційного та управлінського характеру.

Взаимодействие имеет разнообразные области и формы, которые показаны в упрощенном схематическом виде на рис. 6.

Рис. 6. Структурная схема взаимодействия видов транспорта.

Каждой составляющей этого параллелепипеда отвечают свои функции, организационные структуры, проблемы и пути их решения.

Например, маленькому параллелепипеду с координатами технический – межотраслевой - международный уровни отвечает рассмотрение многих проблем: таких как стандартизация технических средств, согласование требований к подвижному составу, развитие совместных информационных систем и т.п.. Для решения этих проблем создаются разного типа организационные структуры на соответствующих уровнях управления. Нужно признать, что на структурной схеме не обозначены тесные связи между всеми уровнями и областями взаимодействия. Так, техника в значительной мере определяет технологию, право накладывает ограничения на использование техники, региональные нужды могут противоречить ведомственным и т.п.

Техническая область взаимодействия – предполагает унификацию, стандартизацию и согласование параметров технических средств различных видов транспорта, согласование пропускной и перерабатывающей способности взаимодействующих подсистем, создание надежной системы связи, развитие техники бесперегрузочных сообщений, контейнерных и пакетных перевозок.

Технологическая область взаимодействия – обеспечивается единством технологии, использованием комплексной системы эксплуатации различных видов транспорта, совмещенных и взаимоувязанных графиков работы транспорта, отправителей и получателей грузов, непрерывных планов-графиков работы транспортных узлов, единых технологических процессов.

Информационная область взаимодействия – обеспечивает совместимость информации по содержанию, по формам представления, скорости и своевременности выдачи информации одним видом транспорта для принятия решений на другом, по классификаторам; создание автоматизированной системы управления транспортом.

Правовая область взаимодействия – разработка нормативных документов, решение разнообразных юридических вопросов.

Экономическая область взаимодействия – создание единой системы планирования перевозок, распределение перевозок между видами транспорта и ограниченных ресурсов, оптимальное управление функционированием и развитием всех видов транспорта, установление согласованных тарифов на перевозки грузов и пассажиров разными видами транспорта, унификация плановых и отчетных показателей.

Для обеспечения высокого уровня синхронизации совместной работы участников перевозочного процесса необходимо взаимодействие этих участников во всех перечисленных областях. Совместимость системы доставки оценивается временем совместных работ участников системы, процентом удачно выполненных работ к общему числу совместных работ и другими параметрами.

(1)

ЭВВТ - степень эффективности взаимодействия видов транспорта

NУР – число успешно выполненных совместных работ,

NОР – общее число совместных работ

Чем выше ЭВВТ – тем взаимодействие видов транспорта эффективнее.

Итак, под взаимодействием видов транспорта следует понимать наличие определенного рода производственных связей, проявляющихся в процессе совместного осуществления смешанной перевозки грузов (пассажиров). В процессе взаимодействия каждый из видов транспорта принимает на себя определенную долю общего грузооборота с целью организации эффективной с точки зрения как потребителей транспортных услуг, так и перевозчиков доставки грузов (пассажиров).

Теперь вернемся к предмету дисциплины «Взаимодействие видов транспорта». Напомню, что ранее мы определили его отношения, возникающие в процессе смешанной перевозки грузов или пассажиров.

Существующие в единой транспортной системе страны производственные связи между видами транспорта выступают либо как связи непосредственные, либо как опосредствованные связи. Непосредственные связи проявляются при осуществлении смешанных перевозок грузов, когда на транспортных узлах происходит передача грузов с одного вида транспорта на другой, а опосредствованные – вызываются наличием в транспортной сети параллельных маршрутов разных видов транспорта и возможностью осуществления перевозок грузов по нескольким вариантам. Во втором случае перевозка есть общая, однако каждый вид транспорта выполняет ее самостоятельно. Однако это совершенно не означает, что между видами транспорта в таком случае отсутствует согласованная работа.

Например, вывоз груза от одного грузополучателя автомобильным и железнодорожным транспортом и доставка его одному грузополучателю требует согласованной работы транспортных средств этих видов транспорта с ограниченным количеством погрузочно-разгрузочных средств грузополучателя и грузоотправителя. При этом взаимодействие между этими видами транспорта будет опосредствованным и осуществляться через грузоотправителя путем разработки последним графика работы погрузочно-разгрузочных механизмов.

Другой пример – совместная работа троллейбусов и автобусов в городах на одних и тех же маршрутах.

Вот такое опосредствованное взаимодействие видов транспорта обозначим термином «координация работы видов транспорта». И в дальнейшем при рассмотрении дисциплины будет употреблять термин «взаимодействие видов транспорта» для обозначения отношений, возникающих при осуществлении смешанной перевозки грузов (пассажиров), а термин «координация работы видов транспорта» - для обозначения отношений, возникающих при опосредствованном взаимодействии видов транспорта.

И поскольку, как мы определились «координация работы видов транспорта» есть тоже предметом изучения дисциплины, то следующей нашей задачей будет рассмотрение проблем и методов координации работы видов транспорта.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: