Понятие о технических регламентах
Понятие о техническом регулировании
ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КАК ОСНОВА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ, МЕТРОЛОГИИ И СЕРТИФИКАЦИИ
Техническое законодательство — совокупность правовых норм, регламентирующих требования к техническим объектам: продукции, процессам ее жизненного цикла, работам (услугам) и контроль (надзор) за соблюдением установленных требований.
Техническое законодательство — один из результатов деятельности по техническому регулированию как сферы государственного регулирования экономики. Федеральный Закон (ФЗ) о техническом регулировании является основным источником технического права в России.
Одним из основных условий вступления России в ВТО является соблюдение принципов технического регулирования, установленных в Соглашении по техническим барьерам в торговле, Соглашении по применению санитарных и фитосанитарных мер, а также в Кодексе добровольной практики.
Объектами технического регулирования являются продукция, процессы жизненного цикла продукции, работы и услуги. В общем виде техническое регулирование — это правовое регулирование отношений в области установления и применения требований (обязательных и рекомендуемых) к указанным техническим объектам и в области оценки соответствия установленным требованиям.
|
|
Субъектами технического регулирования являются:
1) органы власти (правительство и министерства РФ);
2) органы государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технического законодательства (федеральные службы по надзору);
3) органы по сертификации (в 2004 г. — 1111 единиц в рамках обязательной сертификации системы ГОСТ Р), аккредитованные испытательные лаборатории (2437 единиц);
4) субъекты хозяйственной (предпринимательской деятельности);
5) разработчики технических законов и стандартов.
Безопасность — главный приоритет системы технического регулирования и обязательное требование.
Т ехническое регулирование — правовое регулирование отношений в области установления, применения и исполнения обязательных требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также в области установления и применения на добровольной основе требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг и правовое регулирование отношений в области оценки соответствия.
Главные элементы технического регулирования:
— установление, применение и исполнение обязательных требований к продукции и процессам ЖЦП;
|
|
—установление и применение на добровольной основе требований продукции, процессам ЖЦП, выполнению работ или оказанию услуг;
—правовое регулирование в области оценки соответствия.
Первый элемент реализуется через принятие и применение технических регламентов на продукцию и правила метрологии; второй — через стандартизацию; третий — через оценку соответствия (сертификацию и декларирование соответствия, государственный контроль и надзор, аккредитацию, испытание, регистрацию).
Технический регламент (ТР) — это документ, который является носителем обязательных требований. По мере принятия технических регламентов на те или иные объекты государственные стандарты на эти объекты будут приобретать добровольный характер. Техническое регулирование осуществляется в соответствии с рядом принципов:
1)независимость органов аккредитации, органов по сертификаций изготовителей, исполнителей и приобретателей;
2)недопустимость совмещения полномочий органа государственно» контроля и органа по сертификации;
3)недопустимость совмещения одним органом полномочий на аккредитацию и сертификацию;
4)недопустимость внебюджетного финансирования государственно контроля (надзора) за соблюдением технических регламентов;
5) применение единых правил установления требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации утилизации, выполнению работ или оказанию услуг;
6)единая система и правила аккредитации;
7)единство правил и методов исследований (испытаний) и измерений при проведении процедур обязательной оценки соответствия;
8)единство применения технических регламентов независимо от
видов или особенностей сделок;
9)соответствие технического регулирования уровню развития национальной экономики, развития материально-технической базы, а также уровню научно-технического развития;
10) недопустимость ограничения конкуренции при осуществлении аккредитации и сертификации.
Шесть из десяти принципов касаются деятельности субъектов технического регулирования — органов по сертификации, аккредитованных сертификационных испытательных лабораторий (которые почему-то не названы в ФЗ о техническом регулировании), органов по аккредитации, органов государственного контроля (надзора).
Под независимостью органов по аккредитации, органов по сертификации (принцип 1) от изготовителей продукции, продавцов, исполнителей работ и услуг, приобретателей продукции следует понимать отсутствие любой формы зависимости — организационной, административной, экономической, финансовой. Независимость указанных органов — необходимое условие их аккредитации. Принцип недопустимости внебюджетного финансирования госконтроля (принцип 4) также направлен на обеспечение независимости этого органа.
Принцип недопустимости совмещения полномочий органа госконтроля (надзора) и органа по сертификации (принцип 2) вытекает из принципиальных различий в правовом статусе указанных органов: первые являются государственными органами, функции вторых осуществляют лица и организации, занимающиеся предпринимательской деятельностью. То же объяснение относится к принципу 3, поскольку аккредитация — функция государственная.
Применение принципа 5 направлено на совместимость установления требований и форм их изложения в технических регламентах и документах в области стандартизации, тем более что ряд национальных стандартов будет служить «доказательной базой» ТР.
Принцип 7 следует учитывать не только в процедурах обязательной оценки соответствия, но и при проведении добровольной оценки. Выполнение принципа 6 обеспечивается утверждением систем и правил аккредитации Правительством РФ.
|
|
Принцип 9 указывает на то, что уровень требований ТР и национальных стандартов, а также материально-техническая база сертификационных лабораторий должны отвечать мировому уровню, а организация работ по оценке соответствия должна быть идентична зарубежной практике.
Законодательство РФ о техническом регулировании состоит из Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» и принимаемых в соответствии с ним федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ. Федеральные органы исполнительной власти (Минздрав соц.развития России, Минсельхоз России, МЧС России и пр.) вправе издавать в сфере технического регулирования акты только рекомендательного характера (с исключением технического регулирования в отношении оборонной продукции).
Главная цель технического регулирования — принятие технических регламентов(ТР). ТР принимаются в целях:
§ защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества;
§ охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений;
§ предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей.
Требования к содержанию технического регламента. ТР должен содержать:
-исчерпывающий перечень продукции и процессов ЖЦП (производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации), в отношении которых устанавливаются требования ТР;
-правила идентификации объекта технического регулирования;
-минимально необходимые требования, обеспечивающие безопасность продукции и процессов ЖЦП.
Виды технических регламентов. ФЗ о техническом регулировании предусмотрены два вида ТР: общие технические регламенты (далее — ОТР); специальные технические регламенты (далее — СТР).
Требования ОТР обязательны для применения и соблюдения в отношении любых видов продукции и процессов ЖЦП.
ОТР принимаются по вопросам:
—безопасной эксплуатации зданий, строений, сооружений и безопасного использования прилегающих к ним территорий;
|
|
—пожарной безопасности;
—биологической безопасности;
—электромагнитной безопасности;
—экологической безопасности;
—ядерной и радиационной безопасности.
Требования СТР учитывают технологические и иные особенности отдельных видов продукции и особенности ЖЦП — процессов производства, хранения, перевозки, реализации и утилизации.
СТР устанавливают требования только к тем отдельным видам продукции и процессам ЖЦП, степень риска причинения вреда которыми выше степени риска причинения вреда, учтенной ОТР.
2. 1.3. Структура технического регламента
В общем случае предлагается следующая структура ТР:
1) область применения регламента и объекты технического регулирования;
2) основные понятия;
3) общие положения для размещения на рынке Российской Федерации;
4) требования к продукции;
5) применение стандартов (презумпция соответствия);
6) подтверждение соответствия;
7) государственный контроль (надзор);
8) назначение федерального органа исполнительной власти, ответственного за реализацию технического регламента;
9) переходные положения.
1. В разделе «Область применения регламента и объекты технического регулирования» следует четко установить взаимосвязь разрабатываемого ТР с другими регламентами, область распространения которых может пересекаться с областью применения данного регламента.
2. В разделе «Основные понятия» рекомендуется использовать стандартизированные термины и их определения. Для проверки соответствия проекта ТР стандартам на термины и определения целесообразно проводить терминологическую экспертизу.
3. В разделе «Общие положения для размещения продукции на рынке Российской Федерации» устанавливается главное требование ФЗ:продукция не может быть реализована на рынке, если она способна оказывать вредное воздействие на людей, домашних животных или имущество при ее использовании по назначению. В этом разделе ставят условия ввоза на территорию РФ продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия. В этом разделе указывается, что перед введением в обращение продукции изготовитель или его уполномоченный обязан нанести на продукцию (упаковку) знак обращения (рис.22).
4.Раздел «Требования к продукции» — один из наиболее важных. С учетом того, что требования безопасности, не включенные в ТР, не являются обязательными для исполнения и применения, необходимо, чтобы разработчик ТР полно и корректно определил все минимально необходимые требования безопасности. Принципиально важно, чтобы разработчик ТР определился со способом задания минимально необходимых требований. Требования могут задаваться следующими способами:
1) общими требованиями, качественно определяющими необходимый уровень безопасности;
2) конкретными (детальными) численными значениями показателей.
Второй способ не является новым для российской практики нормирования, так как аналогичным образом установлены требования в национальных стандартах, СанПиНах, СНиПах и других документах федеральных органов исполнительной власти.
5. В разделе «Применение стандартов (презумпция соответствия)»
должны быть описаны условия применения стандартов для случая задания качественных требований к продукции в рамках реализации принципа презумпции соответствия.
6. В разделе «Подтверждение соответствия» должны быть определены объекты подтверждения соответствия требованиям данного регламента с учетом того, что предметом обязательного подтверждения может быть только продукция.
Законом предусмотрены две формы проведения обязательного подтверждения соответствия: декларирование и обязательная сертификация. Как следует из концепции ФЗ о техническом регулировании, декларирование соответствия является приоритетной формой обязательного подтверждения соответствия. Обязательная сертификация б ТР должна закладываться только в обоснованных случаях. Один из основных критериев ее применения — высокая степень потенциальной опасности.
Перспективной формой подтверждения соответствия является добровольная сертификация, объектом которой являются не только продукция, но и услуги, а также другие объекты.
Рисунок 22 - Знак обращения на рынке (знак соответствия техническому регламенту)
В общем случае оценка соответствия продукции требованиям ТР может быть основана на следующих положениях:
- должны выполняться требования национальных стандартов, являющихся доказательной базой выполнения требований регламентов;
- если продукция не удовлетворяет требованиям таких стандартов или такие стандарты отсутствуют, то ее следует оценивать непосредственно на соответствие требованиям ТР;
- с целью информирования о соответствии требованиям ТР изготовитель или его официальный представитель (например, импортер)должен маркировать продукцию соответствующим знаком (рис. 2).
7. Раздел «Государственный контроль (надзор)». Контроль и надзор — составная часть многих процедур оценки соответствия.
Государственный надзор (далее — ГН) — форма оценки соответствия исключительно федеральными органами исполнительной власти («федеральными надзорами»).
ГН, как правило, заключается в форме документальной проверки выполнения обязательных требований к объектам надзора и принятия мер по результатам выявленных нарушений. Документальная проверка состоит в проверке наличия знака обращения на рынке, наличия и правильности оформления декларации соответствии, информации, сопровождающей изделие, правильности выбора методик и пр. В отдельных случаях мероприятия по ГН могут включать инструментальную проверку (испытания, измерения и экспертизу) с привлечением организаций различных форм собственности.
Государственный контроль (далее — ГК) - форма оценки соответствия, осуществляемая как государственными, так и негосударственными структурами, как на рыночной, так и на до- рыночной стадиях. Государственный контроль вменяется органами государственного управления контрольным структурам (различных форм собственности) и осуществляется, как правило, в форме инструментальной проверки с привлечением компетентных организаций (различных форм собственности).
8. Раздел «Назначение федерального органа исполнительной власти, ответственного за реализацию технического регламента» предполагает указание в самом ТР федерального органа, ответственного за его внедрение. Так же может быть определена процедура назначения соответствующих органов на проведение работ там, где необходимо привлечение третьей стороны для целей оценки соответствия, а также органов контроля и надзора.
9. Раздел «Переходные положения» предусматривает сроки, необходимые для того, чтобы производители могли подготовиться к выполнению требований ТР, а в указанный период были разработаны национальные стандарты,обеспечивающие применение вводимого ТР.