Стандартизация

Понятие о технических регламентах

Понятие о техническом регулировании

ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КАК ОСНОВА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ, МЕТРОЛОГИИ И СЕРТИФИКАЦИИ

Техническое законодательство — совокупность правовых норм, регламентирующих требования к техническим объектам: продукции, процессам ее жизненного цикла, работам (услугам) и контроль (надзор) за соблюдением установленных требований.

Техническое законодательство — один из результатов деятельно­сти по техническому регулированию как сферы государственного ре­гулирования экономики. Федеральный Закон (ФЗ) о техническом регули­ровании является основным источником технического права в России.

Одним из основных условий вступления России в ВТО является со­блюдение принципов технического регулирования, установленных в Со­глашении по техническим барьерам в торговле, Соглашении по примене­нию санитарных и фитосанитарных мер, а также в Кодексе добровольной практики.

Объектами технического регулирования являются продукция, про­цессы жизненного цикла продукции, работы и услуги. В общем виде техническое регулирование — это правовое регули­рование отношений в области установления и применения требований (обязательных и рекомендуемых) к указанным техническим объектам и в области оценки соответствия установленным требованиям.

Субъектами технического регулирования являются:

1) органы власти (правительство и министерства РФ);

2) органы государственного контроля (надзора) за соблюдением тре­бований технического законодательства (федеральные службы по над­зору);

3) органы по сертификации (в 2004 г. — 1111 единиц в рамках обя­зательной сертификации системы ГОСТ Р), аккредитованные испыта­тельные лаборатории (2437 единиц);

4) субъекты хозяйственной (предпринимательской деятельности);

5) разработчики технических законов и стандартов.

Безопасность — главный приоритет системы технического регули­рования и обязательное требование.

Т ехническое регулирование — правовое регулирование отношений в области установления, применения и исполнения обяза­тельных требований к продукции, процессам производства, эксплуата­ции, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также в области установления и применения на добровольной основе требований к про­дукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг и правовое регулирование отношений в области оценки соответствия.

Главные элементы технического регулирования:

— установление, применение и исполнение обязательных требова­ний к продукции и процессам ЖЦП;

—установление и применение на добровольной основе требований продукции, процессам ЖЦП, выполнению работ или оказанию услуг;

—правовое регулирование в области оценки соответствия.

Первый элемент реализуется через принятие и применение технических регламентов на продукцию и правила метрологии; вто­рой — через стандартизацию; третий — через оценку соответствия (сертификацию и декларирование соответствия, государственный контроль и надзор, аккредитацию, испытание, регистрацию).

Технический регламент (ТР) — это документ, который является но­сителем обязательных требований. По мере принятия технических рег­ламентов на те или иные объекты государственные стандарты на эти объекты будут приобретать добровольный характер. Техническое регулирование осуществляется в соответствии с рядом принципов:

1)независимость органов аккредитации, органов по сертификаций изготовителей, исполнителей и приобретателей;

2)недопустимость совмещения полномочий органа государственно» контроля и органа по сертификации;

3)недопустимость совмещения одним органом полномочий на аккредитацию и сертификацию;

4)недопустимость внебюджетного финансирования государственно контроля (надзора) за соблюдением технических регламентов;

5) применение единых правил установления требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации утилизации, выполнению работ или оказанию услуг;

6)единая система и правила аккредитации;

7)единство правил и методов исследований (испытаний) и измерений при проведении процедур обязательной оценки соответствия;

8)единство применения технических регламентов независимо от
видов или особенностей сделок;

9)соответствие технического регулирования уровню развития нацио­нальной экономики, развития материально-технической базы, а также уровню научно-технического развития;

10) недопустимость ограничения конкуренции при осуществлении аккредитации и сертификации.

Шесть из десяти принципов касаются деятельности субъектов техни­ческого регулирования — органов по сертификации, аккредитованных сертификационных испытательных лабораторий (которые почему-то не названы в ФЗ о техническом регулировании), органов по аккредитации, органов государственного контроля (надзора).

Под независимостью органов по аккредитации, органов по серти­фикации (принцип 1) от изготовителей продукции, продавцов, исполнителей работ и услуг, приобретателей продукции следует пони­мать отсутствие любой формы зависимости — организационной, ад­министративной, экономической, финансовой. Независимость указан­ных органов — необходимое условие их аккредитации. Принцип недопустимости внебюджетного финансирования госкон­троля (принцип 4) также направлен на обеспечение независимости этого органа.

Принцип недопустимости совмещения полномочий органа госкон­троля (надзора) и органа по сертификации (принцип 2) вытекает из принципиальных различий в правовом статусе указанных органов: пер­вые являются государственными органами, функции вторых осуществляют лица и организации, занимающиеся предпринимательской дея­тельностью. То же объяснение относится к принципу 3, поскольку аккредитация — функция государственная.

Применение принципа 5 направлено на совместимость установления требований и форм их изложения в технических регламентах и докумен­тах в области стандартизации, тем более что ряд национальных стандар­тов будет служить «доказательной базой» ТР.

Принцип 7 следует учитывать не только в процедурах обязательной оценки соответствия, но и при проведении добровольной оценки. Выполнение принципа 6 обеспечивается утверждением систем и правил аккредитации Правительством РФ.

Принцип 9 указывает на то, что уровень требований ТР и нацио­нальных стандартов, а также материально-техническая база сертифика­ционных лабораторий должны отвечать мировому уровню, а организация работ по оценке соответствия должна быть идентична зарубежной прак­тике.

Законодательство РФ о техническом регулировании состоит из Феде­рального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» и принимаемых в соответствии с ним федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ. Федеральные органы исполнительной власти (Минздрав соц.развития России, Минсельхоз России, МЧС России и пр.) вправе издавать в сфе­ре технического регулирования акты только рекомендательного характера (с исключением технического регулирования в отношении оборон­ной продукции).

Главная цель технического регулирования — принятие технических регламентов(ТР). ТР принимаются в целях:

§ защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества;

§ охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений;

§ предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей.

Требования к содержанию технического регламента. ТР должен со­держать:

-исчерпывающий перечень продукции и процессов ЖЦП (произ­водства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации), в отношении которых устанавливаются требования ТР;

-правила идентификации объекта технического регулирования;

-минимально необходимые требования, обеспечивающие безопас­ность продукции и процессов ЖЦП.

Виды технических регламентов. ФЗ о техническом регулировании предусмотрены два вида ТР: общие технические регламенты (далее — ОТР); специальные технические регламенты (далее — СТР).

Требования ОТР обязательны для применения и соблюдения в отно­шении любых видов продукции и процессов ЖЦП.

ОТР принимаются по вопросам:

—безопасной эксплуатации зданий, строений, сооружений и безо­пасного использования прилегающих к ним территорий;

—пожарной безопасности;

—биологической безопасности;

—электромагнитной безопасности;

—экологической безопасности;

—ядерной и радиационной безопасности.

Требования СТР учитывают технологические и иные особенности отдельных видов продукции и особенности ЖЦП — процессов произ­водства, хранения, перевозки, реализации и утилизации.

СТР устанавливают требования только к тем отдельным видам про­дукции и процессам ЖЦП, степень риска причинения вреда которыми выше степени риска причинения вреда, учтенной ОТР.

2. 1.3. Структура технического регламента

В общем случае предлагается следующая структура ТР:

1) область применения регламента и объекты технического регули­рования;

2) основные понятия;

3) общие положения для размещения на рынке Российской Федерации;

4) требования к продукции;

5) применение стандартов (презумпция соответствия);

6) подтверждение соответствия;

7) государственный контроль (надзор);

8) назначение федерального органа исполнительной власти, ответ­ственного за реализацию технического регламента;

9) переходные положения.

1. В разделе «Область применения регламента и объекты техничес­кого регулирования» следует четко установить взаимосвязь разрабаты­ваемого ТР с другими регламентами, область распространения которых может пересекаться с областью применения данного регламента.

2. В разделе «Основные понятия» рекомендуется использовать стан­дартизированные термины и их определения. Для проверки соответствия проекта ТР стандартам на термины и определения целесообраз­но проводить терминологическую экспертизу.

3. В разделе «Общие положения для размещения продукции на рын­ке Российской Федерации» устанавливается главное требование ФЗ:продукция не может быть реализована на рынке, если она способна ока­зывать вредное воздействие на людей, домашних животных или имуще­ство при ее использовании по назначению. В этом разделе ставят условия ввоза на территорию РФ продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия. В этом разделе указывается, что перед введением в обращение про­дукции изготовитель или его уполномоченный обязан нанести на про­дукцию (упаковку) знак обращения (рис.22).

4.Раздел «Требования к продукции» — один из наиболее важных. С учетом того, что требования безопасности, не включенные в ТР, не являют­ся обязательными для исполнения и применения, необходимо, чтобы раз­работчик ТР полно и корректно определил все минимально необходимые требования безопасности. Принципиально важно, чтобы разработчик ТР определился со способом задания минимально необходимых требований. Требования могут задаваться следующими способами:

1) общими требованиями, качественно определяющими необходи­мый уровень безопасности;

2) конкретными (детальными) численными значениями показателей.

Второй способ не является новым для российской практики норми­рования, так как аналогичным образом установлены требования в на­циональных стандартах, СанПиНах, СНиПах и других документах фе­деральных органов исполнительной власти.

5. В разделе «Применение стандартов (презумпция соответствия)»
должны быть описаны условия применения стандартов для случая за­дания качественных требований к продукции в рамках реализации прин­ципа презумпции соответствия.

6. В разделе «Подтверждение соответствия» должны быть опре­делены объекты подтверждения соответствия требованиям данного рег­ламента с учетом того, что предметом обязательного подтверждения мо­жет быть только продукция.

Законом предусмотрены две формы проведения обязательного под­тверждения соответствия: декларирование и обязательная сертификация. Как следует из концепции ФЗ о техническом регулировании, деклариро­вание соответствия является приоритетной формой обязательного под­тверждения соответствия. Обязательная сертификация б ТР должна закладываться только в обоснованных случаях. Один из основных критери­ев ее применения — высокая степень потенциальной опасности.

Перспективной формой подтверждения соответствия являет­ся добровольная сертификация, объектом которой являются не только продукция, но и услуги, а также другие объекты.

Рисунок 22 - Знак обращения на рынке (знак соответствия техническому регламенту)

В общем случае оценка соответствия продукции требованиям ТР может быть основана на следующих положениях:

- должны выполняться требования национальных стандартов, яв­ляющихся доказательной базой выполнения требований регламентов;

- если продукция не удовлетворяет требованиям таких стандартов или такие стандарты отсутствуют, то ее следует оценивать непосред­ственно на соответствие требованиям ТР;

- с целью информирования о соответствии требованиям ТР изго­товитель или его официальный представитель (например, импортер)должен маркировать продукцию соответствующим знаком (рис. 2).

7. Раздел «Государственный контроль (надзор)». Контроль и над­зор — составная часть многих процедур оценки соответствия.

Государственный надзор (далее — ГН) — форма оценки соответ­ствия исключительно федеральными органами исполнительной власти («федеральными надзорами»).

ГН, как правило, заключается в форме документальной проверки вы­полнения обязательных требований к объектам надзора и принятия мер по результатам выявленных нарушений. Документальная проверка со­стоит в проверке наличия знака обращения на рынке, наличия и пра­вильности оформления декларации соответствии, информации, сопро­вождающей изделие, правильности выбора методик и пр. В отдельных случаях мероприятия по ГН могут включать инстру­ментальную проверку (испытания, измерения и экспертизу) с привле­чением организаций различных форм собственности.

Государственный контроль (далее — ГК) - форма оценки соот­ветствия, осуществляемая как государственными, так и негосударствен­ными структурами, как на рыночной, так и на до- рыночной стадиях. Государственный контроль вменяется органами государственного управления контрольным структурам (различных форм собственности) и осуществляется, как правило, в форме инструментальной проверки с привлечением компетентных организаций (различных форм собствен­ности).

8. Раздел «Назначение федерального органа исполнительной власти, ответственного за реализацию технического регламента» предполагает указание в самом ТР федерального органа, ответственного за его вне­дрение. Так же может быть определена процедура назначения соответствующих органов на проведение работ там, где необходимо привлече­ние третьей стороны для целей оценки соответствия, а также органов контроля и надзора.

9. Раздел «Переходные положения» предусматривает сроки, необхо­димые для того, чтобы производители могли подготовиться к выполне­нию требований ТР, а в указанный период были разработаны нацио­нальные стандарты,обеспечивающие применение вводимого ТР.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: