Стандартизация, сертификация и управление качеством

Обеспечение качества товаров и услуг - основная цель деятельности по стандартизации, метрологии и сертификации. Оценка качества — это совокупность операций, выполняемых с це­лью оценки соответствия конкретной продукции установленным требо­ваниям. Требования устанавливаются в технических регламентах, стан­дартах, технических условиях, контрактах, технических заданиях на проектирование продукции. Носителем установленных требований могут быть также стандартные образцы, образцы-эталоны, товары-ана­логи. Невыполнение требования является несоответствием.Основной формой оценки является контроль. Любой контроль вклю­чает два элемента: получение информации о фактическом состоянии объекта (для продукции — о ее качественных и количественных харак­теристиках) и сопоставление полученной информации с установленны­ми требованиями с целью определения соответствия, т.е. получение вто­ричной информации. Контроль качества продукции — контроль количественных и (или) качественных характеристик продукции. В процедуру контроля качества могут входить операции измерения, анализа, испытания. Измерения как самостоятельная процедура являются объектом мет­рологии.Анализ продукции, в частности структуры и состава материалов и сырья, осуществляется аналитическими методами: химическим анализом, микробиологическим анализом, микроскопическим анали­зом и пр.

Испытания — техническая операция, заключающаяся в определе­нии одной или нескольких характеристик данной продукции, процесса или услуги в соответствии с установленной процедурой. Основ­ным средством испытаний является испытательное оборудование. К средствам испытаний относятся также основные и вспомогательные вещества и материалы (реактивы и т.п.), применяемые при испытании. При испытании могут применяться различные методы определений характеристик продукции и услуг: измерительные, аналитические, ре­гистрационные (установление отказов, повреждений), органолептические (определение характеристик с помощью органов чувств). По месту проведения испытания бывают лабораторными, полигон­ными, натурными. Испытания товаров проводят главным образом в ла­бораторных условиях. Основное требование к качеству проведения испытания точность и воспроизводимость результатов. Выполнение этих требований в суще­ственной степени зависит от соблюдения правил метрологии. В последние годы стали проверять сами лаборатории непосредствен­но на качество проведения испытаний посредством межлабораторных сравнительных испытаний — параллельного испытания стандартного изделия или пробы вещества с известными характеристиками в несколь­ких контролируемых лабораториях. По отклонению результатов испы­таний каждой лабораторией характеристик стандартного объекта судят о точности и воспроизводимости результатов, т.е. о качестве испытаний каждой лаборатории.

Например, Центральный испытательный центр, действующий при Министерстве сельского хозяйства США, ежемесячно рассылает во все местные лаборатории по испытанию хлопка два контрольных образца-эталона, показатели которого закодированы и занесены в банк данных главного компьютера (но до сведения местных испытателей они не до­ведены). Лаборатории испытывают присланные эталоны, а полученные данные посылают в центральное бюро, где идет машинное сличение (со­поставление) результатов. В случае неудачи в местные испытательные лаборатории телексом отправляется информация: результаты испыта­ний не соответствуют контрольным; выданные в таком-то месяце сер­тификаты не могут быть признаны на хлопковой бирже. Данная схема получила название «раунд-тест» — тестирование идет как бы по кругу, непрерывно, ставя испытателей в жесткие условия: не­обходимо постоянно поддерживать себя в наилучшем работоспособном состоянии (это касается как техники, так и специалистов). Если какая-либо лаборатория хотя бы раз «выпадет из круга», т.е. из Реестра центров, допущенных к выдаче сертификатов, то она лишится контрактов на проведение анализов. Для подтверждения требуемого качества испытаний лаборатории должны пройти процедуру аккредитации.

Аккредитация лаборато­рий — официальное признание того, что испытательные лаборатории правомочны осуществлять конкретные испытания иди конкретные типы испытаний.

В России, как и за рубежом, действует Система аккредитации испы­тательных, измерительных и аналитических лабораторий. Согласно Правилам проведения сертификации в Российской Феде­рации к испытаниям конкретной продукции допускается только аккре­дитованная испытательная лаборатория. Рассмотрев требования к качеству и методы контроля, укажем на то, что стандарт на продукцию (услугу) разрабатывается в следующей по­следовательности: изучение потребности в стандартизируемом объек­те установление требований к качеству установление характерис­тик установление методов контроля характеристик. Центральным разделом любых правил сертификации конкретной продукции или услуг (см. приложения 4 и 5 [6]) является таблица следу­ющей формы:

Наименования Объекта Код объекта Характеристики подтверждаемые при сертификации Обозначения стандартов по которым производиться сертификация
      На объекты, по которым установлены характеристики На методы контроля проверок

Система качества. Проблема улучшения качества может быть решена только на основе четкой системы постоянно действующих мероприятий. На протяжении нескольких десятилетий создавались и со­вершенствовались системы качества (СК). На современном этапе при­нята СК, установленная в международных стандартах — ИСО серии 9000. Требования к СК дополняют технические требования к продук­ции. Фундаментальным понятием учения о СК является понятие «про­цессы жизненного цикла продукции» (ЖЦП). Жизненный цикл продукции представляет собой совокупность вза­имосвязанных процессов изменения состояния продукции при ее созда­нии и использовании. Существует понятие этапа жизненного цикла про­дукции — условно выделяемой его части, которая характеризуется спецификой производимых на этом этапе работ и конечными результа­тами.

Неразрывность этапов ЖЦП подсказала исследователям проблемы качества модель обеспечения качества в виде непрерывной цепи (окруж­ности), составляющими которой служат отдельные этапы ЖЦП (рис.21). Эту модель раньше называли петлей качества (спиралью качества), а в последней версии ИСО 9000 — «процессами жизненного цикла про­дукции». Важнейшее требование к СК состоит в том, что управле­ние качеством должно охватывать все этапы ЖЦП.

2. Проектирование и разработка

10. После продажная деятельность 9. Техническое обслуживание

11. Утилизация после использования

3. Закупки 4. Производство или предоставление услуг 5. Проверка

8. Эксплуатация (потребление) и использование

1. Маркетинг

77. Распределение и реализация

Рисунок 21

На этапе маркетинговых исследований осуществляется системати­ческая работа по изучению рынков сбыта и требований потребителей к продукции предприятия; условий эксплуатации продукции; возможно­сти поставщиков материальных ресурсов в отношении качества и дис­циплины поставок. На этапе проектирования и разработки продукции, выявленные по результатам маркетинга потребительские требования трансформируют­ся в технические требования. Итогам проектирования являются техни­ческое задание (задание технических характеристик нового изделия), техническая документация (конструкторская и технологическая доку­ментация) и опытный образец. В процессе закупок организация оценивает и выбирает поставщиков на основе их способности поставлять продукцию в соответствии с тре­бованиями организации. В процессе производства осуществляется подготовка и обеспечение технологического процесса изготовления и ремонта продукции; отра­ботка и проверка технологического процесса и овладение практически­ми приемами изготовления продукции со стабильными значениями показателей и в заданном объеме выпуска. При предоставлении мате­риальной услуги осуществляется технологический процесс исполнения (приготовление блюда, химчистка изделия, подготовка товара к прода­же) в соответствии с технологическими регламентами. Проверка продукции включает в себя контроль, измерения и испы­тания (при необходимости), осуществляемые на всех этапах ЖЦП. За­ключительным этапом проверки является приемочный контроль, по ре­зультатам которого должно быть подтверждено соответствие готовой продукции установленным требованиям. Упаковывание и хранение должны способствовать сохранению каче­ства в сферах производства и обращения (часть ЖЦП от отгрузки ее изготовителем до получения конкретным потребителем), при погрузочно-разгрузочных работах, транспортировании, хранении на складах. Распределение и реализация заключаются в закупке товаров оптовы­ми организациями с целью осуществления продажи магазинам и отпуск розничными организациями товаров покупателям. На этом этапе субъек­том управления качеством становится персонал организации сферы Услуг. При этом продолжается предоставление услуги, в частности осу­ществляется обслуживание потребителя услуги. Основная задача испол­нителей услуги обеспечение качества услуги и высокой культуры обслуживания. На этапе эксплуатации (использования и потребления) к управле­нию подключается потребитель продукции. От того, насколько грамот­но он использует (эксплуатирует) продукцию, будет, в частности, зави­сеть срок ее службы. На стадии утилизации необходимо предупредить вредное воздей­ствие использованной продукции на окружающую природную среду. Этапом утилизации не заканчивается деятельность организации. К этому сроку, а практически еще раньше, организация начинает изучать предполагаемые потребности, уточнять текущие потребности и после маркетинговой деятельности приступает к проектированию новой про­дукции. Так возникает новый виток деятельности в области качества от этапа маркетинга до этапа утилизации и т.д. Современная система качества основывается на двух подходах: тех­ническом (инженерном) и управленческом (административном). Технический подход базируется на требованиях стандартов на про­дукцию и предусматривает применение статистических методов, мето­дов метрологии и других научных методов, используемых для оценки стабильности производственных процессов и обеспечения достоверно­сти результатов измерений, контроля и испытаний продукции. Управленческий подход базируется на требованиях стандартов ИСО серии 9000, принципах и методах менеджмента — «скоординирован­ной деятельности по руководству и управлению организацией». В широком смысле она охватывает организационную структуру органи­зации, документацию, производственные процессы и ресурсы для до­стижения целей в области качества продукции и удовлетворения требо­ваний потребителей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: