Внебюджетные фонды появились в российской финансовой системе в 90-е гг. XX в. при реформировании государственных финансов. Их создание явилось реакцией на необходимость кардинального решения ряда экономических и социальных проблем:
а) вопросов финансирования, субсидирования, кредитования отдельных предприятий;
б) финансирования комплекса природоохранных мероприятий;
в) оказания социальных услуг населению путем выплаты пособий, пенсий, субсидирования и финансирования социальной инфраструктуры.
В Бюджетном кодексе закреплены общие принципы и правовой статус государственных внебюджетных фондов, находящихся в федеральной собственности, формируемых вне федерального бюджета, управляемых органами государственной власти РФ и предназначенных для реализации конституционных прав граждан на: социальное обеспечение по возрасту; социальное обеспечение по болезни, инвалидности, в случае потери кормильца, рождения и воспитания детей и в других случаях, предусмотренных законодательством РФ о социальном обеспечении; охрану здоровья и получение бесплатной медицинской помощи.
|
|
Средства государственных внебюджетных фондов не входят в состав бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ и изъятию не подлежат. По своему функциональному назначению внебюджетные фонды подразделяются на экономические, т. е. образованные для решения важных общехозяйственных проблем, имеющих, как правило, программный характер (дорожное строительство и эксплуатация дорожного хозяйства, борьба с преступностью, экология, развитие таможенной системы, воспроизводство минерально-сырьевой базы и т. п.), и социальные, образованные для обеспечения важнейших конституционных социальных прав граждан России.
Бюджетный процесс применительно к государственным внебюджетным фондам РФ включает в себя ряд последовательных стадий. Проекты бюджетов государственных внебюджетных фондов составляются органами управления указанных фондов и представляются органами исполнительной власти на рассмотрение законодательным органам в составе документов и материалов, представляемых одновременно с проектами соответствующих бюджетов на очередной финансовый год.
Бюджеты государственных внебюджетных фондов РФ рассматриваются и утверждаются Федеральным собранием РФ в форме федеральных законов одновременно с принятием федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год. Проекты бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов представляются органами исполнительной власти субъектов РФ на рассмотрение законодательным органам субъектов РФ одновременно с представлением проектов законов субъектов РФ о бюджете на очередной финансовый год и утверждаются одновременно с принятием таких законов.
Исполнение бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляется Федеральным казначейством РФ. Отчет об исполнении бюджета государственного внебюджетного фонда составляется органом управления фонда и представляется Правительством РФ на рассмотрение и утверждение Федеральному Собранию в форме федерального закона.