Шкалы показателей эффективности деятельности предприятий

Классификация и анализ возмущений

По возмущениями будем понимать, как это принято в системном анализе любой фактор, действие которого если не принять специальных мер, может привести к срыву достижения поставленных задач, стоящей перед системой. Наличие возмущающих воздействий в процессе функционирования АСУ нарушает ее нормальную работу и снижает ее возможности. Различают три основных источника возмущений: среда, сама система, противник. Возмущения среды: различные природные явления, метеогеофизические факторы: наводнения, землетрясения, бури, атмосферные явления, электромагнитные помехи.

Сама система является источником возмущений для происходящих в ней процессов по двум направлениям: отказы технических средств и ошибки обслуживающего персонала.

Существенное влияние на анализ процесса целевых задач оказывает характер возмущающих воздействий. В этой связи различают: разрушающие воздействия, помехи и отказы, связанные с надежностными характеристиками самой системы.

Каждый тип этих возмущений требует специфических способов учета этих возмущений и изучается в рамках различных теорий. Возмущающие воздействия на систему исследуются методами боевой эффективности. Воздействие помех рассматривается в разделах науки, связанных с передачей информации. Методы оценки и обеспечения надежности технических средств изучаются в теории надежности.

Одним из перспективных методов обеспечения надежности, является метод рабочих областей, который предусматривает меры сохранения требуемого значения параметров системы в течении заданного време­ни при заданных режимах работы.

Методы исследования процессов функционирования АСУ, в том числе и их эффективность в значительной мере зависят от степени достоверности знаний о возмущениях, действующих на систему. В соответствии с принятым в теории систем подходом известно три ос­новных типа сред: детерминированная, неопределенная и целенаправ­ленная.

Детерминированные возмущения, характеристики кото­рых и моменты наступления заранее известны. Систему можно подготовить к функционированию в условиях этих возмущений.

Неопределенные возмущения. Здесь следует различать стохасти­ческий подход, базирующийся на фундаментальных положениях теории вероятности и математической статистики, и сравнительно новый подход с позиции теории нечетких множеств. Стохастичность и не­четкость связаны с различными способами задания количественной меры неопределенности на множестве возможных возмущений.

В тех случаях, когда на множестве возмущений такая мера не может быть задана, ситуация неопределенности характеризуется как неизвестность. При этом, если неизвестно и само множество возможных возмущений говорят о ситуации с полной неизвестностью.

Целенаправленной называют среду, имеющую собственную цель, как правило, противоположную цели рассматриваемой системы, то есть противника. Наиболее типичной информированностью системы о пове­дении целенаправленной среды является знание системой лишь мно­жеств возможных стратегий (возмущающих воздействий) среды. Данная ситуация близка к случаю изучения системы в условиях неизвестнос­ти. При этом, когда интересы среды и системы строго противополож­ны, применяется принцип гарантированного результата. Это принцип предполагает, что среда (в данном случае противник) реализует свою стратегию, наихудшую в данных условиях для системы, а систе­ма - наилучшую. Целенаправленное поведение среды связано, таким образом, с проблемой выбора и изучается методами теории игр.

Для сравнения между собой различных альтернатив необходимо вычислять (измерять) значения показателя эффективности (ПЭ) F(u).

Для этого необходимо знать тип шкалы ПЭ, которая определяет множество допустимых значений и преобразований ПЭ.

Различают 3 типа шкал ПЭ:

1 .Номинальная шкала( шкала наименований).

Это самая простая качественная шкала. Ее применяют для описания принадлежности объектов к определенным классам. Всем объектам од­ного класса приписывают одно и то же число, а объектам разных классов разные числа. Номинальная шкала не устанавливает предподчтение между объектами.

Например: каждому студенту на курсе соответствует номер учебной группы(1,2,3,...,n),но по этим номерам нельзя установить предподчение между студентами F(u)=321,322,...,326.

2. Порядковая шкала (ранговая шкала).

Ее применяют для измерения упорядоченности объектов по одному или нескольким признакам. Каждому объекту в этой шкале приписыва­ется число, которое определяет порядок следования объекта, но не позволяет утверждать на сколько или во сколько один объект предподчительнее другого.

Например: упорядочивание всех курсантов по алфавиту с присвое­нием порядкового номера 1,2,3,...,n.F(u)=1,2,...,n. Можно определить предподтчительность между студентами по этому признаку, но нельзя ответить на вопрос на сколько предпочтительнее?

3. Метрическая шкала.

Эту шкалу применяют для отображения различий между свойствами объектов. Метрическая шкала позволяет определить степень предпочтительности объектов между собой.

Например: Каждому студенту можно приписать значение среднего балла F(u)=5.0,4.91,...,4.75... и определить на сколько один лучше другого.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: