Наука как отрасль культуры, как рациональная сфера человеческой деятельности

Наука, научный метод, научность знания

Наука представляет собой качественно новое явление цивилизации, являет собой этап эволюции современной культуры, вобравшей в себя достижения всех культур земных цивилизации.

Культура - это система (совокупность) всех материальных и духовных ценностей, созданных человечеством, т.е. все, что создано человеческим трудом. В широком смысле, культура – это все то, что создано человеком в ходе его исторического развития; - это способность человека производить, использовать и потреблять созданные им ценности.

За историю своего существования человеческая цивилизация создала религию и мораль, идеи и идеологии, философские системы; правовые и социальные институты; искусство и эстетические нормы; литературу, наконец, науку.

Условно весь духовный мир можно разделить на три части: религия, искусство, наука. Религия связана с понятием веры, т.е. для человека это «своего рода жизнеутверждение» в словах «в это я верю» (и не нуждаюсь ни в каких доказательствах правильности соответствия между моей мыслью и тем, о чем она).

Искусство отражает реальность в художественных образах, или для человека - «я чувствую». Здесь переживание истинности произведения искусства весьма субъективно. Если религиозные направления претендуют на создание целостной картины мироздания на основе нематериальных первопричин, то произведения искусства носят фрагментарный «точечный» характер, концентрируя внимание на сравнительно небольших эпизодах реальности, художественно всегда глубинной и сильной.

Наука представляет собой наиболее объективный способ познания мира. Объективность науки означает, что в ней удерживается доступное проверке многократными экспериментами, результаты, выведенные строгим логическим или математическим путем из экспериментов или аксиом, принимаемых без доказательств, и то, в чем удается убедить научную общественность. Все то, что не может быть доказано указанными выше способам, наука исключает из себя – но в этом и ее ограниченность, т.е. имеет свою сферу действия в огромных пластах духовной культуры, является частью культуры. В этой связи явная «необъективность» религии и искусства с позиций науки не умаляет их значимости для духовной культуры.

Наука, можно сказать, потребность современной цивилизации, ее настоящее достижение, после религии, искусства и правосознания.

Духовная культура – это также мораль, право, мировоззрение, идеология.

Именно культура «делает человека Человеком», не случайно на рубеже XX – XXI вв. первостепенное значение для культуры стала приобретать ее антропная основа.

Наиболее сильны различия между культурами естественнонаучного и гуманитарного познания, между дисциплинами естественнонаучного и социогуманитарного знаний. Современное естествознание выделяет две научные культуры: естественнонаучную и гуманитарную.

Различие между двумя этими культурами сформулировал английский ученый и писатель Ч.П. Сноу (1905-1980) в работе «Две культуры» (1959): он «вынужден» был сформулировать альтернативу «двух культур» - научно-технической и художественно-гуманитарной, - по его мнению, разделенных настолько в современном мире, что представители каждой из них не понимают друг друга, а это негативно сказывается на развитии всей человеческой культуры.

С точки зрения современного естествознания естественнонаучная и гуманитарная культуры расцениваются как грани единого целого, и в актуальности они не уступают друг другу.

Естественные и гуманитарные науки различаются, прежде всего, объектами исследования. Естественные науки (физика, химия, биология, астрономия, геология и др.) изучают более простые объекты и повторяющиеся явления. Естествознание ориентировано на повторяющееся, общее и универсальное – это система знаний о природе (неорганической и органической природе Земли и Вселенной).

Гуманитарные науки связаны с человеком и человеческим обществом, т.е. изучают сложные, высокоупорядоченные структуры и гуманитарное познание ориентировано на специальное, особое или даже уникальное, это система знаний о позитивно значимых ценностях бытия человека, социальных слоев, государства, человечества.

Актуальная проблема современной науки состоит в выборе вектора развития: или на понимание человеком себя, и мира, его окружающего, или - на покорение природы.

В свое время Ф. Бэкон писал, что «истинной и закономерной целью наук должно быть обогащение жизни человека новыми открытиями и новым могуществом», Р. Декарт дополнил, - чтобы люди могли стать «хозяевами природы». Наука находится в процессе перманентного развития, (перманентных революций – выражение К. Поппера). И предугадать, в каком направлении она будет продвигаться и, какими будут следующие открытия, невозможно.

Считается, зарождение научного знания начало происходить в VI – IV вв. до н.э. и связано с первыми научными школами Древней Греции. Первыми учеными-естествоиспытателями и философами были Фалес (624-547 до н.э.), Анаксимандр (610-546 до н.э.) и Анаксимен (585-525 до н.э.) представители милетской школы материалистического направления. Они впервые в истории познания поставили вопрос о материальном первоначале (субстанции) всего сущего: родоначальник греческой науки Фалес Милетский первоначалом мира считал воду, Анаксимандр – апейрон или неопределенную материю, Анаксимен – воздух.

Но в Древней Греции существовали и школы идеалистического толка: философ Платон (427-347 до н.э.) за первичное признавал мир вечных духовных сущностей, идей, а материальный мир - вторичным. Сейчас к миру идей, вечных духовных сущностей можно отнести математические принципы и понятия.

Как полноценное социально-духовное образование, наука стала с XVII в., когда усилиями Г. Галилея и особенно И. Ньютона была создана первая естественнонаучная теория – механика («Математические начала натуральной философии») и возникли первые научные сообщества.

Наука – это сфера целенаправленной деятельности научных сообществ как на получение объективных знаний о природе, обществе и самом человеке и их систематизацию в рамках информации, доступной человеку и обществу (главная цель), так и на разработку новых методов их получения.

Древняя Греция считается европейской родиной науки, именно там в V в. до н.э. возникла наука как доказательный вид знания, отличающийся от мифологического мышления. «Учеными» древнегреческих мыслителей сделал их интерес к самому процессу мышления, его логике и содержанию. Античная наука дала нам доныне непревзойденный образец законченной системы теоретического знания – геометрию Евклида. Кроме математической теории античная наука создала космологические модели (Аристарх Самосский), сформулировала ценные идеи целого ряда будущих наук – физики, биологии и т.д.

Древнегреческая наука – это натурфилософия или философия природы, мало связанная с решением практических задач, она осуществила переход от мифологического знания к строгой системе логических доказательств.

За 2,5 тыс. лет своего существования наука превратилась в сложное образование со своей структурой. Сейчас оно охватывает огромную область знаний с 15-ю тыс. дисциплин. Число ученых в мире к концу XX в. достигло свыше 5 млн. человек.

Наука – это и форма человеческих знаний, проверенная практикой, являющихся общим продуктом развития общества и составной частью духовной культуры общества; это система понятий о явлениях и законах действительности.

Целью научной деятельности является получение знаний о реальности, т.е. научных знаний. Наука является принципиально новым фактором в истории человечества, возникшим в недрах новоевропейской цивилизации в XVI – XVII веках. Именно в XVII в. произошло то, что дало основание говорить о научной революции – радикальной смене основных компонентов содержательной структуры науки, выдвижении новых принципов познания, категорий и методов.

Науку с особым рациональным способом познания мира, основанным на эмпирической проверке или математическом доказательстве, следует рассматривать как феномен западной культуры XVII в.

Современная наука достигла такого могущества, что она способна изучать сложнейшие системы, такие как биосфера. Она ориентируется на изучение фактов созидательного характера эволюции материи, но все более сложное всегда и более разрушительно, и одновременно способное к дальнейшему самосовершенствованию.

Она подошла в рамках современного естествознания к пониманию трех глобальных механизмов эволюции: 1) диссипативные структуры в неживой природе, 2) естественный отбор в живой природе, 3) культура в человеческом обществе. Осознает, что эволюция мира не запрограммирована однозначно, а также видит свою ограниченность возможностями наших чувств и законов мышления.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: