Типы культуры

Естественнонаучная и гуманитарная культура и наука

Приложение 1

Понятием «культура» обозначаются различные явления: от сортов растений до системы положительно значимых ценностей в жизнедеятельности людей.

Любой объект есть достояние культурной реальности, если он обработан или переделан людьми для удовлетворения их потребностей. В этом контексте все созданное человечеством есть культура. Однако с точки зрения широкого толкования выражение «все» и «ничего» могут быть поняты как тождественные.

Но все актуальней становится трактовка культуры как инструментальной культуры, представляющей собой систему средств человеческой деятельности, благодаря которой программируется, реализуется и стимулируется активность индивида, групп, человечества в их взаимодействии с природой и между собой.

Эти средства создаются людьми, постоянно совершенствуются и выражают собой три содержательных типа культур – материальную, духовную и социальную.

Материальная культура – совокупность вещественно-энергетических средств бытия человека и общества, включающая: орудия труда, активную и пассивную технику, физическую («телесную») культуру индивида и населения, благосостояние человека и общества и т.д.

Духовная культура – является составной частью культурных достижений человечества, представляет собой многообразную систему знаний, состояний эмоционально-волевой сферы психики и мышления индивидов, и непосредственных форм их выражений – знаков. Универсальным знаком является язык – естественный и искусственный, звуковой (речь) и письменный.

Социальная культура – включает систему правил поведения людей в различных видах общения и специализированных сферах общественной деятельности, а также этикет, профессиональную, правовую, религиозную, светскую, нравственную, экономическую и другие разновидности нормативной деятельности.

Для человека и человечества всегда актуально: что значит «быть богатым»? Это не просто, например, иметь желтый пластичный металл - золото или защищенные банкноты – деньги, но это и предметы вожделений, страстей, это символ власти, престижа среди подобных, зависти и ненависти других и прочее. И этот смысл управляет поведением человека не меньше природных факторов, а то и больше, раз «люди гибнут за металл». Это реальность, в которой методы исследования, применяемые в естествознании, не эффективны и в которую им «нет доступа», но зато есть возможность гуманитариям компетентно заняться «очеловечиванием», прояснением смысла бытия человека, общества и Вселенной.

Человек живет и всегда жил только при соблюдении определенных условий бытия, прежде всего, удовлетворяя свои потребности в пище, одежде, жилище, тепле, т.е. удовлетворяя материальные (биологические) потребности. С развитием цивилизации материальные потребности растут и совершенствуются: люди создали высокотехнологическое производство, возвели города с системами коммуникаций и транспортных сетей, обеспечили себя теплом и электроснабжением, создали широкую сферу услуг, включая медицину и образование.

Культуру можно подразделить на три взаимосвязанные области: материальную, научную и духовную (общепризнано считать научную культуру компонентом духовной культуры).

В сфере научной культуры выделяют культуру естественнонаучного познания, культуру технического знания, культуру гуманитарного познания и другие.

Гуманитарные области человеческой деятельности (философия, искусство, религия, литература, музыка) по своим истокам во многом отличаются от естественных наук. В естествознании есть возможность не только экспериментировать, но и повторять нужные эксперименты.

Известное в 60-е гг. XX в. противопоставление «физиков» и «лириков» отражало на самом деле существование двух дополняющих друг друга и совершенно равноправных способов освоения фактов реального мира - рационалистического, выражающегося в системе наук, и эмоционального, выражающегося в системе искусств. Главным корнем противоречия стала проблема того, что все относящееся к естественным наукам – считается «точно», т.е. характеризуется числом, а все относящееся к гуманитарным наукам – считается «неточно». Такое сопоставление выразилось образно словами: «только физика – соль, остальное же – ноль».

Интенсивные дискуссии того времени между «физиками» и «лириками» показали в итоге, как несостоятельность и тех, и других на монопольное обладание истиной, так и необходимость более целостного развития культуры, взаимодействия науки и искусства, развития естественной науки о человеке (антропологии) в его индивидуальном и социальном измерениях. Указанное противопоставление во многом связано со спецификой естественнонаучной и гуманитарной культур.

Специфика естественнонаучной культуры состоит в том, что знание о природе постоянно совершенствуется, отличается высокой степенью объективности, представляет собой наиболее достоверный (истинный) массив человеческого знания, кроме того, это глубоко специализированное знание.

Специфика гуманитарной культуры состоит в том, что знание о системе ценностных зависимостей в обществе активизируется исходя из принадлежности индивида к определенной социальной группе. В основе актуализации чаще всего лежат общечеловеческие ценности (гуманизм, демократия, права человека, нормы морали и т.д.). Все это имеет решающее значение в социальной адаптации индивида.

XX в. характеризуется грандиозными успехами естествознания и последовавшей за этим научно-технической революции (НТР): овладение атомной энергией, создание всемирных телевизионных систем, выход человека в космос, расшифровка генетического кода и т.д., – в итоге изменился стиль и образ жизни человека. В начале XXI в. ведущей тенденцией развития цивилизации становятся интеграционные процессы взаимного обогащения культур

Различие между естественными и гуманитарными науками носят фундаментальный характер, но их взаимодополнение друг друга, приводит к формированию «симбиотических» наук (социобиологии, экологии, биоэтики и др.), гуманитаризации естественнонаучного и технического образования и одновременно фундаментализации естествознанием гуманитарного образования; реализации научной программы «Великого единения» самых разнообразных научных и философских идей на основе проведения гуманитарных экспертиз.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: