Эксплуатация и особенности проектирования жилой среды.
Пространственная ситуация жилой среды относительно нейтральна, она как бы составляет «заданные пределы» для формирования блоков оборудования и предметного наполнения. Из этого вытекают следующие выводы:
1 – в «рядовом» жилье пространство (архитектура) и наполнение (дизайн) осваивается массовым потребителем раздельно: сначала планировка квартиры, а уже после, в соответствии с индивидуальными вкусами и возможностями (социально-бытовая обусловленность) - обстановка.
2 – приспособление жилой ячейки к меняющимся запросам проживающих происходит за счет переделок ее дизайнерской составляющей.
С одной стороны жильцы охотно привыкают к устоявшемся порядкам (расстановка мебели, расположение и назначение комнат), т.е. подчиняют свой образ жизни конкретным архитектурно-дизайнерским обстоятельствам. С другой стороны, они постоянно что-то меняют: покупают новое оборудование, делают ремонт
Т.е. при длительных сроках эксплуатации появляется необходимость адаптировать средовую ситуацию под изменившиеся запросы проживающих.
|
|
Факторы, вызывающие необходимость адаптации:
- Функциональные причины сводятся к ограниченному числу модификаций устоявшихся бытовых процессов;
- «Ежедневные» бытовые деформации, связанные со временем суток (ночное затишье, утреннее и вечернее оживление) тоже не связаны с капитальными изменениями среды, достаточно тех способностей к переменам (частичная перестановка мебели, изменение освещения), которые заложены в конструкции и структуре оборудования;
- «Эпизодические» трансформации жизненного уклада (приезд гостей, праздничное оформление). Также можно обойтись без коренных переделок интерьера. При этом эмоциональное содержание среды, ее характер могут изменяться весьма активно.
- «Сезонные» изменения связаны со сменой времен года (годовые циклы занятости – отдых, каникулы, изменение расписания занятий), близки к эпизодическим и не требуют принципиальных изменений среды. Эмоциональная окраска преображает средовую атмосферу.
- «Кардинальные» изменения образа жизни (материальное положение, изменение состава семьи, поступление в институт, выход на пенсию) влекут за собой ломку общей пространственной ситуации. И особенно смена образа жизни отражается на структуре предметного наполнения (переставляется мебель, заменяются вещи). Происходят принципиальные деформации среды.
- «Спонтанное» длительное изменение образа жизни (покупка новых вещей, электроники, частичный ремонт, трансформация вкусовых представлений) приводит к постепенному средовому изменению. Но количество переходит в качество. И в какой-то момент может оказаться, что семья живет уже в другой среде.
Сами по себе функциональные факторы и обстоятельства не создают целостного средового состояния: они генерируют эмоциональную интонацию среды, а выразить ее в зримых формах – задача дизайнера. И одним из средств дизайнерской деятельности является адаптация. Разрешаются задачи адаптации жилых пространств разными приемами их проектной организации.