Жилая среда наших дней – явление развивающееся, меняющее каждые 15-20 лет (а теперь срок эксплуатации мебели, бытовой техники сократился до 3-5 лет) свои параметры. Главная тенденция этих перемен – наращивание средового богатства, приходящегося на душу населения. В чем это выражается.
1) Увеличивается расход общей полезной площади на каждого проживающего. Наша старая норма – 6кв.м уже заменилась 12-ю кв. м, а в США и Канаде средний ее размер давно перешагнул 40 и приближается к 60 кв.м. У многих есть кроме основного еще и второе жилище (дачи, загородные дома). Все чаще мы пользуемся скрытым в общественном секторе жилищем – гостиницами, санаториями пансионатами.
2) Усложняется структура жилых помещений:
а) появляются кухни-столовые, тренажерные залы, холлы, гостиные, растет число туалетов.
б) они дифференцируются пространственно: помещения различаются по высоте, квартиры располагаются на 2-х и 3-х уровнях, часть помещений выходит во вне - в пентхаусах.
в) все разнообразнее пространственные идеи, особенно в малоэтажном строительстве.
3) Жилое пространство сверхактивно насыщается оборудованием, повседневным (освещение, обогрев) и специальным (утюги, швейные машинки, электроника и бытовая техника, датчики), имитирующие или представляющие живую природу (аквариумы, цветы, УФ-излучатели).
Общее увеличение материально-физических благ нашло отражение в дизайнерских решениях: сращивание мебели (оборудования) и пространства. Это выразилось в создании «разворачиваемых» обслуживаемых модулей, мобильного жилища и др.
То, что касается самого оборудования, то здесь намечаются 2 тенденции.
1) индивидуализация дизайнерских решений: в расчете на конкретного заказчика, т.е.продолжается традиционный личный контакт проектировщика и потребителя. Это с одной стороны.
2) «универсализация» массового производства, или отчуждение типового дизайна от личности потребителя; развивает линию переноса творческих усилий в массовое производство, когда заказчик рассматривается как абстрактный «усердный» покупатель (все запросы и вкуса которого, впрочем, специально изучаются службами маркетинга). т.е противоположная.
Переплетение этих 2-х тенденций порождает в реальной жизни очень интересное художественное явление – необязательность стилевого единства в жилой среде.
Мы наблюдаем, как вычурные, единичные интерьеры, выполнены по индивидуальному заказу, спокойно принимают в себя «типовые» формы бытового дизайна, изготовленного по законам ширпотреба.
Индустрия дизайна, чтобы увеличить объем продаж предлагает рынку все новые и новые формы оборудования, новые приемы их декоративной отделки, причудливо перемешивая черты прагматичности и престижности в потоке вещей, образующих образ среды.
Недалек и тот момент, когда расширительная тенденция наращивания архитектурно-дизайнерской массы на душу населения сменится стремлением к рационализации использования приходящихся на каждого человека ресурсов, и тогда дизайнерам придется искать новые формы организации среды.