Особенности композиционных построений в жилой среде

Проблемы композиции жилой среды.

Организация слагаемых жилища, применение современных на данный период тенденций или использование стандартных классических приемов, в конечном счете, воплощаются в композиционном решении квартир и домов. То есть мы определяем систему соподчинения помещений и их предметного наполнения. Квартира или дом рассматриваются как совокупность помещений и пространств разного уровня. При этом в каждом уровне ее организации (фрагмент, зона, помещение, группа помещений) выделяем главные компоненты, отражающие функционально-социальный смысл «уровня», и его эстетическое содержание.

1) традиционный подход. Привычным для нас является наличие следующих пространств: общая комната, гостиная, спальня, к ним подключаются зоны: кухонная, санузлы, кладовые и т.д. это стандартный, хорошо разработанный в дизайнерской практике подход. А задача дизайнера состоит в том, чтобы выбрать, или «назначить» тот или иной прием связей между ними: анфиладный, концентрический (вокруг распределительно узла), коридорный, свободное перетекающее пространство ит.д. Другими словами функционально-эстетические связи закрепляются устойчивыми композиционными схемами, которые давно сформировались в теории и практике в некоторые прототипы.

2) Подвижность (изменчивость) композиционных построений в жилище.

Возможны ли другие комбинации? Да, возможны, при условии сознательного отказа о традиционных представлений о роли того или иного функционального узла в композиции. Например, если доминантой назначить не главную комнату, а например, сделать «парадным» холл. (Это волевое решение дизайнера)

Однако, жизнь показывает, что композиционная значимость помещений в жилище изначально непостоянна. В зависимости от конкретных ситуаций, главным помещением становится то кухня, то парадная общая комната, то кабинет. Это заставляет относится к дизайну среды в любой части квартиры одинаков, создавая в реалиях новые и новые комбинации. Следствие этого: примерное равенство композиционных ролей пространственных и предметных компонентов жилой среды.

3) предметное наполнение среды является основой выразительности ее облика. При этом не исключаем значимости архитектурного декора. Именно в дизайнерском наполнении концентрируется и «развлекательная» и содержательная информация о жилище. Архитектура обрамляет бытовые процессы, уходит на второй план, служит фоном для мебели, приборов, посуды. Именно дизайнерские компоненты среды создают запоминающийся композиционный рисунок интерьерного образа.

Эти три особенности жилой среды в той или иной степени присущи и другим типам среды – общественной, производственной, особенно на микро- и мезоуровнях общей шкалы средовых ощущений.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: