Объектом исследования является организация в широком смысле: любое сочетание людей, средств и предметов труда, необходимых для достижения поставленных целей. Таким образом, в качестве объекта может выступать организация в целом, ее функциональные области, подразделения, группы, рабочие места.
Предмет исследования – любой элемент системы управления организацией. Предметом исследования может быть система планирования, организационная структура, система постановки целей и выработки стратегии и политики, мотивация, система учета и контроля, система принятия решений и т. п. Предметом исследования может также являться инструментарий осуществления управленческих функций.
Существуют различные подходы к рассмотрению структуры основных элементов организации, могущих стать предметом исследования и преобразования. Один из наиболее известных – схема “7-С” компании McKinsey (см. рис. 4).
На рис 5 приведен еще один взгляд на состав элементов организации.[8]
Систему управления организацией можно также представить в виде 13-ти подсистем: объектных, функциональных и подсистем принятия решений (см. табл. 7).
|
|
Исследование системы управления – изучение, оценка и анализ результативности управленческой деятельности, осуществляемое с применением научных методов и направленное на совершенствование управления организацией.
Логический аппарат исследования систем управления опирается на следующие основные принципы формальной логики:
· тождества, устанавливающего требование точности формулировок
· не противоречия, требующего логической организованности мышления и отвергающего возможность одновременного принятия некоторого утверждения и его отрицания
· исключенного третьего, предписывающего не отвергать одновременно как высказывание, так и его отрицание
· достаточного основания, заключающегося в необходимости обоснования всякого утверждения
Таблица 7
Основные подсистемы системы менеджмента и их характеристики
ТИП ПОДСИСТЕМЫ | ПОДСИСТЕМА | некоторые ХАРАКТЕРИСТИКИ |
ОБЪЕКТНАЯ | 1. Руководители | 1. Состав 2. Требования 3. Способы оценки 4. Система повышения квалификации |
2. Управленческие работники | 1. Состав 2. Требования 3. Система аттестации 4. Система повышения квалификации | |
3. Управленческие подразделения | 1. Состав 2. Функции 3. Способы оценки | |
ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ | 4. Постановки целей | 1. Миссия 2. Стратегии 3. Политика 4. Критические факторы успеха |
5. Планирования и прогнозирования | 1. Показатели 2. Нормативы 3. Процедуры 4. Методы |
Таблица 7 (окончание)
|
|
ТИП ПОДСИСТЕМЫ | ПОДСИСТЕМА | ХАРАКТЕРИСТИКИ |
ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ (продолжение) | 6. Стимулирования | 1. Система оплаты 2. Нематериальное стимулирование 3. Механизм стимулирования |
7. Организации (построение структур управления) | 1. Норма управляемости 2. Уровни управления 3. Распределение полномочий | |
8. Учета (информационная) | 1. Показатели 2. Источники 3. Периодичность 4. Форматы | |
9. Оценки и анализа (контроля) | 1. Нормы 2. Методы оценки и анализа 3. Процедуры | |
ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ | 10.Выработки решений | 1. Процедуры 2. Определение причин 3. Методы оценки и выбора |
11.Реализации решений | 1. Стиль руководства 2. Системы обратной связи | |
12.Участия (коллегиальности) | 1. Горизонтальные формы 2. Вертикальные формы 3. Команды | |
13.Инструментария менеджмента | 1. Методы 2.Процедуры 3. Способы |