Определение спроса и предложения денег

Одним из главных объектов денежно-кредитной политики является по определению денежная масса страны. Ее динамика оказывает сильное воздействие на инфляционные процессы, национальное производство, состояние внешнеэкономических связей и на весь процесс развития.

Применительность мирового потенциала научных знаний в данной области включает в себя следующие аспекты:

Нахождение наиболее подходящего определения денег с учетом экономических и институционных особенностей каждой конкретной страны.

Выявление сходства и различия в функциях предложения денег и спроса на деньги в развитых и развивающихся странах.

Вопрос, на какое определение денег должны ориентироваться центральные банки стран при проведении своей макроэкономической политики.

Оказалось, что эти функции в странах экономики переходного периода фактически не отличаются от используемых в индустриальных странах, естественно, с поправкой на особые институциональные факторы и недостаток статистических данных.

Наиболее типичная поправка касается показателя, отражающего “издержки упущенной выгоды”, которые возникают в результате хранения наличности вместо помещения денег в менее ликвидные, но прибыльные активы. Если в развитых странах в качестве такого показателя обычно берется процентная ставка, то в развивающихся – действительный или ожидаемый темп инфляции. Причина такой модификации состоит в том, что статических данных по процентным ставкам обычно не хватает, регулируемый правительством уровень процента не является экономически обоснованным, а действительно альтернативой хранению денег часто служит приобретение товарных ценностей. Упомянутые выше процессы “монетизации” экономики и “финансового углубления” в развивающихся странах увеличивают спрос на деньги (первое – особенно спрос на наличность, а второе – на банковские депозиты).

Спрос на деньги в развивающихся странах так же стабилен во времени, как и в развитых. Следовательно, он предсказуем. Этот вывод весьма важен для проведения денежной политики, ибо он дает возможность центральному банку сосредоточиться на факторах, влияющих на предложение денег.

Предложение денег (иначе говоря, прирост денежной массы или поступление денег в оборот) – сложная результирующая величина из поведения коммерческих банков, нефинансового сектора (правительство, корпорации, население), министерства финансов, внешнего мира, а также действий центрального банка. Весь этот комплекс взаимосвязей и место в нем центрального банка обычно отражается концепцией денежного мультипликатора:

М = м · В,

где М – денежная масса;

м – мультипликатор;

В – “денежная база” или чистые денежные обязательства центрального банка.

В свою очередь, В = КП + ЧИА + КК + А,

где КП – кредит центрального банка правительству (обычно за вычетом депозитов правительства в центральном банке; фактически это имеющийся в центральном банке портфель правительственных бумаг);

ЧИА – чистые иностранные активы центрального банка;

КК – кредит центрального банка коммерческим банкам или, под углом зрения последних, резервы, позаимствованные у центрального банка;

А – прочие (чистые) активы.

Приведенная простейшая функция денег имеет всеобщий характер.

Для развивающихся стран характерно, что кредит центрального банка правительству (дефицитное финансирование государственных расходов) обычно составляет подавляющую часть “денежной базы” и имеет в ней гораздо более высокий удельный вес, чем в развитых странах.

Компонентом “денежной базы” в развивающихся странах являются чистые иностранные активы центрального банка. Наиболее “экстремальным” случаем здесь можно считать страны, имеющие центрально-банковское учреждение типа валютного агентства либо использующие иностранную валюту в качестве законного средства обращения и платежа. В обоих случаях масса наличных денег в руках у населения всегда равняется сумме валютных активов страны. В свою очередь, это предполагает, что денежная масса полностью зависит от состояния платежного баланса.

Что касается роли кредита центрального банка коммерческим банкам, то она, как правило, намного меньше, чем в развитой части мира. Это объясняется относительно более слабой зависимостью банковской системы от поддержки центрального банка в вопросах ликвидности и недостаточной развитостью соответствующих механизмов взаимодействия.

Денежный мультипликатор, в свою очередь, зависит от ряда коэффициентов, в числе которых следующие показатели:

1. Отношение резервов коммерческих банков к общей сумме депозитов (до востребования и срочных). В развивающихся странах этот показатель зачастую менее стабилен, чем в развитых, так как недостаточная эффективность рынков краткосрочных ценных бумаг вынуждает национальные коммерческие банки держать относительно более высокий и изменчивый уровень избыточных резервов (сверх нормы обязательных резервных требований).

2. Отношение суммы наличных денег в обращении к депозитам до востребования. Данный коэффициент определяется относительным предпочтением наличности или депозитов до востребования со стороны населения и в развитых странах зависит в основном от уровня процентных ставок и от распределения доходов. Прежде всего, отношение наличности к депозитам в этих странах имеет выраженный сезонный характер; резкие изменения в нем случаются в моменты потери доверия населения к официальным кредитно-финансовым институтам. На долю наличности сильно влияет удельный вес теневой экономики, так как при оплате наличными легче проводятся нелегальные сделки и упрощается уклонение от налогов. Наконец, в долгосрочном плане на рассматриваемый коэффициент влияют процессы “монетизации” экономики и развития банковских традиций.

3. Отношение срочных депозитов к депозитам до востребования. В отличие от классических схем, в развивающихся странах это отношение зависит не только от процентных ставок по срочным депозитам, но и от условий на неорганизованном денежном рынке.

Анализ функций предложения денег должен дать ответ на вопрос, может ли центральный банк страны контролировать динамику денежной массы. Данный вопрос распадается, по сути, на три части: а) какие из переменных, входящих в функцию предложения денег, могут регулироваться центральным банком; б) если часть переменных не поддается или плохо поддается воздействию центрального банка, то может ли их воздействие на динамику денежной массы компенсироваться другими мерами; в) насколько стабильны и предсказуемы рассматриваемые взаимосвязи.

Два важнейших элемента “денежной базы”, очевидно, трудно поддаются контролю со стороны центральных банков развивающихся стран. Кредитование этими учреждениями правительств в подавляющей степени определяется и решениями, на которые руководство денежно-кредитной системы в большинстве случаев не может оказывать достаточно эффективного влияния. Состояние валютных резервов в странах “третьего мира” в основном зависит от вызванных внешними факторами изменений во внешнеэкономических позициях и подвержено более сильным колебаниям, чем в развитых странах.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: