Методика формирования синтаксической стороны речи

В работе над синтаксисом на первый план выступает задача формирования навыков построения разных типов предложений и умения соединять их в связное высказывание.

В работе с дошкольниками, страдающими ОНР, особое внимание уделяется глагольным словосоче¬таниям. Это обусловлено тем, что, с одной стороны, глагол чаще всего выступает в роли предиката, орга¬низующего звена предложения, с другой стороны, у дошкольников с ОНР в структуре предложения выпадает преимущественно предикат.
Глагольные словосочетания закрепляются в следующей последовательности:
а) предикат + объект, выраженный прямым до¬полнением (рисует дом, гладит собаку);
б) предикат + объект, выраженный косвенным дополнением существительного без предлога (рубит топором, дарит внучке);
в) предикат + локатив, выраженный существи¬тельным в косвенном падеже с предлогом (играет в саду, танцует на сцене).


В процессе логопедической работы по закрепле¬нию форм словоизменения в предложениях также учитывается семантическая сложность той или иной модели предложения, а также последовательность появления типов предложения в онтогенезе.
В связи с этим рекомендуется следующая после¬довательность работы над предложением:
1. Нераспространенные предложения: субъект — предикат (Девочка рисует. Дерево высокое).
2. Распространенные предложения из трех-четы¬рех слов:
а) субъект — предикат — объект: подлежащее — сказуемое — прямое дополнение (Девочка рисует дом);
б) субъект — предикат — объект — объект: под¬лежащее — сказуемое — прямое дополнение и кос¬венное дополнение (Девочка рисует дом каранда¬шом);
в) субъект — предикат — локатив: подлежащее — сказуемое — обстоятельство места (Дети играют в саду);
г) субъект — предикат — объект — локатив: под¬лежащее — сказуемое — дополнение — обстоятель¬ство места (Девочка рвет цветы в саду);
д) субъект — предикат — объект —атрибутив: подлежащее — сказуемое — дополнение — опреде¬ление (Бабушка подарила внучке красивую куклу).
3. Предложения с однородными членами.
4. Сложносочиненные предложения.
5. Сложноподчиненные предложения.
В процессе закрепления форм словоизменения в связной речи последовательность логопедичес¬кой работы определяется сложностью семантичес¬кой структуры текста, видом текстов.
Известны три основных вида текста: текст-пове¬ствование, текст-описание, текст-рассуждение.
В работе с дошкольниками, страдающими ОНР, используются преимущественно текст-повествова¬ние и текст-описание. Более простым для этих де¬тей является текст-повествование, в котором пред¬ставлена динамика событий.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: