Методика формирования морфологической стороны речи

Выделяют три этапа логопедической работы по формированию словоизменения у дошкольников с ОНР.
Первый этап — формирование наиболее продуктивных и простых по семантике форм.
Существительные:
1) дифференциация именительного падежа един¬ственного и множественного числа;
2) отработка беспредложных конструкций един¬ственного числа.
Глаголы:
согласование существительного и глагола насто¬ящего времени 3-го лица в числе.
Второй этап включает работу над следующими формами словоизменения.
Существительные:
1) понимание и употребление предложно-падежных конструкций единственного числа;
2) закрепление беспредложных форм множествен¬ного числа.
Глаголы:
1) дифференциация глаголов 1, 2, 3-го лица на¬стоящего времени;
2) согласование существительных и глаголов про¬шедшего времени в лице, числе и роде.
Прилагательные:
согласование прилагательного и существитель¬ного в именительном падеже единственного и мно¬жественного числа.
Третий этап — закрепление более сложных по семантике и внешнему оформлению, менее продук¬тивных форм словоизменения.
Существительные:
употребление предложно-падежных конструк¬ций в косвенных падежах множественного числа.
Прилагательные:
согласование прилагательного и существитель¬ного в косвенных падежах.
Формирование словоизменения закрепляется сначала в словосочетаниях, затем в предложениях, далее — в связной речи.
Покажем это на примере дифференциации форм единственного и множественного числа существительных в именительном падеже.
1. Вначале детям предлагаются картинки с изображением одного и нескольких предметов вперемеш¬ку. Дается задание выбрать картинки, на которых нарисовано несколько предметов. Картинки распределяются в два ряда: в первом ряду — картинки с изображением одного предмета, во втором ряду — картинки с изображением нескольких предметов. Дети уточняют, чем отличаются серии картинок.
2. Дети называют картинки второго ряда (напри¬мер, слоны, столы, шарфы, шкафы...) и уточняют, что эти слова обозначают несколько предметов.
3. После повторного называния детьми слов вто¬рого ряда логопед задает вопрос: «Что слышится в конце этих слов?» или «Какой одинаковый звук слышится в конце этих слов?» (Звук ы.)
Сравниваются пары слов: стол — столы.... Опре¬деляется их различие по семантике (стол — один предмет столы — много предметов) и по звуча¬нию. Делается вывод: в конце слов, обозначаю¬щих много предметов, слышится звук ы (стол-ы,слон-ы и т. д.).
4—5. Звук ы соотносится с соответствующей бук¬вой, которая выставляется около серии картинок, изображающих несколько предметов.
6—7. Детям предлагаются другие картинки, на которых изображен либо один предмет, либо не¬сколько предметов. Логопед называет слово в един¬ственном или множественном числе, дети показы¬вают соответствующую картинку. Для закрепления правильной словоформы в экспрессивной речи ло¬гопед показывает картинку, а дети называют слово в единственном или множественном числе.
В дальнейшем проводятся различные игровые упражнения по закреплению формы множественно¬го числа в словосочетаниях, предложениях, связной речи.
Формирование словоизменения существительных
С учетом онтогенетического принципа, семанти¬ки форм, доступности грамматического значения и внешнего оформления данного значения формиро¬вание словоизменения существительных необходи¬мо проводить в следующей последовательности..
1. Дифференциация существительных имени¬тельного падежа единственного и множественного
числа.
2. Закрепление в речи беспредложных конструк¬ций единственного числа в следующей последова¬тельности: винительный падеж (нулевое окончание, окончания -у, -а, -я), родительный, дательный, тво¬рительный падеж (со значением орудийности).
3. Овладение предложно-падежными конструк¬циями единственного числа.
4. Закрепление беспредложных форм множе¬ственного числа.
5. Формирование предложно-падежных конст¬рукций существительных множественного числа.
При определении последовательности работы над каждой грамматической формой учитывается ком¬плекс следующих факторов: продуктивность флек¬сий, ударная флексия или безударная, характер ударения в корне слова (подвижное или постоян¬ное), наличие или отсутствие изменений в основе слова при формообразовании (чередования, беглые гласные и др.).
На начальном этапе работы отрабатывают фор¬мы с продуктивными флексиями под ударением, без изменений звукослоговой структуры основы слова при формообразовании.
Дифференциация существительных именительного падежа единственного и множественного числа
С учетом выделенных лингвистических факторов дифференциация единственного и множественного числа существительных, и прежде всего закрепле¬ние формы множественного числа, проводится в следующей последовательности.
1. Формы множественного числа с окончанием
-ы (стол — столы).
2. Формы множественного числа с окончанием
-и (мяч — мячи).
3. Формы множественного числа с окончанием
-а (дом — дома).
4. Формы множественного числа с окончанием -}а (стул — стулья).
В процессе работы грамматической формы с той или иной флексией рекомендуется также опреде¬ленная последовательность. Рассмотрим эту после¬довательность на примере формы множественного числа с окончанием -ы:
а) словоформа с ударным окончанием, с одинако¬вой звуковой структурой основы форм слова (кот — коты, стол — столы);
б) форма множественного числа с безударным окончанием с одинаковой звуковой структурой ос¬новы (слива — сливы);
в) форма множественного числа с ударным окон¬чанием, но с измененной звуковой структурой ос¬новы (чередование звуков, различение суффиксов и др.). Например: лев — львы, сон — сны;
г) словоформа с безударным окончанием и с изме¬ненной звуковой структурой основы слова (дятел — дятлы, перец — перцы);
д) дифференциация грамматических форм с раз¬личными флексиями.
Формирование беспредложных конструкций существительных единственного числа
С учетом появления косвенных падежей суще¬ствительных в онтогенезе рекомендуется следую¬щая последовательность:
1) винительный падеж;
2) родительный падеж;.
3) дательный падеж;
4) творительный падеж.
Винительный падеж
При закреплении форм винительного падежа не¬обходимо учитывать, что различные флексии этого падежа определяются значением одушевленности или неодушевленности, рода, характером оконча¬ния в именительном падеже. На усвоение формы винительного падежа также оказывают влияние и такие факторы, как чередование, беглость гласно¬го, изменение ударения в основе.
В связи с этим формы винительного падежа от¬рабатываются в следующей последовательности.
1. Формы с нулевым окончанием неодушевлен¬ных существительных:
а) мужского рода (дом, стол, мяч);
б) женского рода (кровать, морковь).
2. Формы неодушевленных существительных среднего рода с окончанием -о, -е (окно, поле).
3. Формы с окончанием -у, -ю одушевленных и неодушевленных существительных мужского и женского рода на -а, -я в именительном падеже, со¬храняющие звуковую структуру основы именитель¬ного падежа:
а) с ударным окончанием (лису, осу, сосну);
б) с безударным окончанием (папу, маму, утку, куклу).
4. Формы с окончанием -а, -я одушевленных су¬ществительных мужского рода, сохраняющие зву¬ковую структуру основы именительного падежа:
а) с ударным окончанием (слона, паука, ежа, коня);
б) с безударным окончанием (тигра, медведя, вол¬ка, мальчика).
5. Формы с окончанием -а, -я одушевленных су¬ществительных мужского рода с изменением зву¬ковой структуры основы слова:
а) с ударным окончанием (льва, щенка, воробья);
б) с безударным окончанием (утенка, дятла, ко¬тенка).
В процессе работы по формированию форм суще¬ствительных винительного падежа следует обратить
внимание на дифференциацию значений одушев¬ленности — неодушевленности. Дети уточняют, что одни слова могут называть живые предметы, и по¬этому к этим словам ставится вопрос «кто?» Дру¬гие слова обозначают неживые предметы и отвеча¬ют на вопрос «что?».
Для закрепления значений одушевленности и неодушевленности предлагается, например, за¬дание отобрать картинки, на которых изображе¬ны живые существа (предметы), или отобрать кар¬тинки, к которым можно поставить вопрос «кто?».
Родительный падеж
В процессе логопедической работы по закрепле¬нию форм родительного падежа единственного чис¬ла необходимо учитывать род существительных, характер окончания в именительном падеже, уда¬рения, наличие чередования, беглости гласных, а также последовательность появления форм роди¬тельного падежа в онтогенезе.
В связи с этим рекомендуется следующая после¬довательность в работе над формами родительного падежа.
1. Формы существительных мужского рода с окончанием -а, -я, сохраняющие звуковую структу¬ру основы именительного падежа:
а) с ударным окончанием (мяча, моста, каранда¬ша, стола, коня);
б) с безударным окончанием (дома, дуба, стула, медведя).
2. Формы существительных среднего рода с окон¬чанием -а, -я, сохраняющие основу именительного падежа без изменений:
а) с ударным окончанием (яйца, кольца, ведра);
б) с безударным окончанием (яблока, озера, кресла). 3. Формы существительных мужского рода с окончанием -а, -я с изменением звуковой структуры основы слова:
а) с ударным окончанием (щенка, скворца, льва);
б) с безударным окончанием (дятла, зайца, пер¬ца, котенка).
4. Формы с окончанием -и, -ы существительных мужского и женского рода на -а, -я в именительном, падеже:
а) с ударным окончанием (лисы, козы, пилы, воды, косы);
б) с безударным окончанием (рыбы, кошки, папы, мамы).
Дательный падеж
При формировании системы словоизменения существительных дательного падежа необходимо предварительно отработать дифференциацию грам¬матического значения рода, обратить внимание на ударение, наличие или отсутствие окончания в име¬нительном падеже, сформировать умение определять, согласный или гласный звук в конце начальной фор¬мы слова, а также последовательность появления форм дательного падежа в онтогенезе.
С учетом этих факторов рекомендуется следую¬щая последовательность в работе.
1. Формы существительных мужского рода с окон¬чанием -у, -ю, сохраняющие основу именительного падежа:
а) с ударным окончанием (ежу, петуху, коню);
б) с безударным окончанием (брату, волку, маль¬чику).
2. Формы существительных среднего рода с окон¬чанием -у, -ю:
а) с ударным окончанием (окну, ведру, кольцу);
б) с безударным окончанием (дереву, солнцу, по¬лотенцу).
3. Формы существительных мужского рода с окончанием -у, -ю с изменением звуковой структу¬ры основы слова:
а) с ударным окончанием (льву, пню, скворцу);
б) с безударным окончанием (лисенку, котенку, зайцу, дятлу).
4. Формы с окончанием -е существительных муж¬ского и женского рода на -а, -я в именительном па¬деже:
а) с ударным окончанием (лисе, козе, овце, пчеле);
б) с безударным окончанием (белке, кошке, со¬баке, вороне).
Творительный падеж (значение орудийности)
Наиболее продуктивным окончанием творитель¬ного падежа является окончание -ом, которое появ¬ляется раньше в онтогенезе. Окончание -ой появля¬ется позже. С учетом данных онтогенеза рекомен¬дуется следующая последовательность в работе.
1. Формы существительных мужского рода с окон¬чанием -ом, -ем, сохраняющие звуковую структуру основы:
а) с ударным окончанием (ключом, ножом, топо¬ром, карандашом);
б) с.безударным окончанием (клювом, тракто¬ром).
2. Формы существительных среднего рода с окон¬чанием -ом, -ем:
а) с ударным окончанием (ведром, окном, стек¬лом);
б) с безударным окончанием (мылом, одеялом, полотенцем).
3. Формы существительных мужского рода с окончанием -ом, -ем с беглой гласной в корне:
а) с ударным окончанием (сачком, молотком, крюч¬ком);
б) с безударным окончанием (дятлом, перцем). 4. Формы с окончанием -ой,-ей существительных женского и мужского рода на -а,-я в именительном падеже:
а) с ударным окончанием (пилой, косой, метлой);
б) с безударным окончанием (лапой, вилкой, лож¬кой, удочкой).
5. Формы существительных женского рода с окончанием -ью (дверью, тетрадью, кроватью).
Формирование беспредложных конструкций существительных множественного числа
В процессе формирования словоизменения существительных множественного числа также учитывается семантика падежных значений, продуктив¬ность форм, вариативность флексий того или иного падежа и др. Так, единообразие флексий дательно¬го и творительного падежей делает усвоение этих падежных форм более легким. В то же время вари¬ативность форм родительного и винительного паде¬жей в зависимости от рода, одушевленности — нео¬душевленности приводит к тому, что и в процессе нормального онтогенеза, и при нарушениях речево¬го развития окончания этих падежей усваиваются более длительное время и часто смешиваются.
В связи с этим рекомендуется следующая после¬довательность в работе над падежными формами существительных множественного числа:
1) дательный падеж;
2) творительный падеж;
3) родительный падёж;
4) винительный падеж.
Дательный падеж
1. Формы с ударным окончанием -ам,-ям.
Речевое материал: рукам, ногам, жукам, гла¬зам, рукавам, домам, носам, дубам, волкам, врачам, муравьям, воробьям, скворцам, огурцам и др.
2. Формы с безударным окончанием -ам, -ям.
Речевой материал: коровам, девочкам, маль¬чикам, мамам, папам, бабушкам, дедушкам, воро¬нам, бабочкам, котятам, собакам, зайцам, куклам, курицам, розам, березам, окнам, братьям, полотен¬цам, кольцам и др. Творительный падеж
1. Формы с ударным окончанием -ами, -ями.
Речевой материал: ежами, столами, куста¬ми, овощами, ногами, руками, жуками, лесами, врачами, мячами, коврами, карандашами, грача¬ми, львами, пнями, столами, домами, садами, гвоз¬дями, дворами, часами и др.
2. Формы с безударным окончанием -ами, -ями. Речевой материал: мамами, папами, бабуш¬ками, дедушками, куклами, коровами, кошками, цыплятами, ведрами, платьями, белками, зайцами, березами, стульями, креслами, тетрадями, полотен¬цами, одеялами и др.
Родительный падеж
Родительный падеж существительных множе¬ственного числа имеет несколько флексий в зависи¬мости от рода и фонетических особенностей основы слова. Так, наиболее продуктивным является окон¬чание -об, характерное для существительных мужс¬кого рода с нулевым окончанием в начальной форме (домов, столов). Существительные женского и мужс¬кого рода на -а, -я в начальной форме имеют нулевое окончание, при этом иногда появляется дополнитель¬ная гласная в корне (белок, кошек). Наименее продук¬тивным является окончание -ей, которое характерно для существительных мужского и женского рода с основой на конечный мягкий согласный звук или на шипящий звук (карандашей, ночей, степей).
С учетом продуктивности окончаний родитель¬ного падежа рекомендуется следующая последова¬тельность в работе.
1. Формы с окончаниями -ов, -ев существительных мужского рода с основой на твердый согласный:
а) с ударным окончанием (столов, котов, домов, шкафов, дубов, пауков, топоров, шаров и др.);
б) с безударным окончанием (тигров, кленов, оре¬хов, помидоров и др.).
2. Формы с окончаниями -ов, -ев существительных среднего рода на -ъя в именительном падеже множе¬ственного числа (платьев, деревьев, крыльев).
3. Формы существительных женского рода с ну¬левым окончанием:
а) с сохранением звуковой структуры основы сло¬ва (коров, роз, ворон, собак, книг, берез);
б) с дополнительной гласной в основе слова (ку¬кол, сумок, веток, белок, скамеек, масок, леек, ро¬машек, сестер, тропинок, курток, юбок).
4. Формы с нулевым окончанием существитель¬ных среднего рода, имеющих окончание -а в имени¬тельном падеже множественного числа:
а) с сохранением звуковой структуры основы сло¬ва (озер, колес, одеял);
б) с дополнительной гласной в основе слова (окон, кресел, писем, колец, блюдец, стекол, полотенец, ведер, вёсел).
5. Формы с окончанием -ей существительных мужского рода с основой на мягкий согласный или шипящий звук:
а) с ударным окончанием (врачей, шалашей, ло¬сей, гусей, ежей, кирпичей, ножей, пней, камней и др.);
б) безударным окончанием (портфелей, медве¬дей).
6. Формы с окончанием -ей существительных женского рода с конечным мягким или шипящим звуком в основе начальной формы:
а) с ударным окончанием (мышей, печей, лоша¬дей, свечей, дочерей);
б) с безударным окончанием (елей, тетрадей, кро¬ватей, медалей).
7. Формы с окончанием -ей существительных среднего рода с основой на мягкий или шипящий звук в основе начальной формы (ушей, ружей, мо¬рей, полей).
Винительный падеж
Формы винительного падежа в зависимости от значений рода, одушевленности — неодушевленно¬сти совпадают либо с именительным, либо с роди¬тельным падежом. В связи с этим при закреплении форм винительного падежа необходимо опираться на различение рода существительного, дифференциа¬цию по признаку одушевленности — неодушевлен¬ности и на отработанные ранее формы именительно¬го и родительного падежей множественного числа.
Первоначально закрепляются формы неодушев¬ленных существительных, совпадающие с имени¬тельным падежом, в дальнейшем формы одушев¬ленных существительных, совпадающие с роди¬тельным падежом множественного числа.
Предложно-падежные конструкции с существи¬тельными множественного числа представляют со¬бой малоупотребительные формы и являются очень сложными для дошкольников с ОНР, их усвоение происходит в течение длительного времени по тем же закономерностям, что и усвоение предложно-падежных конструкций существительных един¬ственного числа.
Формирование словоизменения глаголов
Формирование словоизменения глагола у до¬школьников с ОНР проводится начиная с первого этапа работы. Словоизменению глагола, его согласо¬ванию с существительным уделяется особенно боль¬шое внимание, так как глагол в предложении чаще всего выступает в качестве предиката (сказуемого).
Для формирования у детей грамматически правиль¬ного предложения необходимо прежде всего верно обозначить связь подлежащего и сказуемого, чаще всего выраженных существительным и глаголом.
Формирование системы словоизменения глагола проводится с учетом семантики, фонетических осо¬бенностей формообразования, последовательности появления глагольных форм в онтогенезе. Извест¬но, что настоящее время, обозначающее непосред¬ственно происходящие, воспринимаемые в данный момент ребенком события, усваивается легче и рань¬ше, чем прошедшее, а тем более будущее время.
В связи с этим рекомендуется следующая после¬довательность в работе по формированию словоиз¬менения глагола.
1. Согласование глаголов 3-го лица настоящего времени и существительных в числе:
а) дифференциация глаголов 3-го лица един¬ственного и множественного числа с ударным окон¬чанием без чередования звуков в основе (идет — идут, стоит — стоят, говорит — говорят, молчит — молчат, поет — поют, звенит — звенят, стучит — стучат, гремит — гремят и др.);
б) с безударным окончанием без чередования зву¬ков в основе (плачет — плачут, стонет — стонут, чистит — чистят, прыгает — прыгают, бросает — бросают);
в) с чередованием звуков в основе (течет — текут, бежит — бегут, печет — пекут, стережет — стере¬гут, толчет — толкут, стрижет — стригут и др.).
2. Дифференциация глаголов настоящего време¬ни 1, 2, 3-го лица:
а) дифференциация в единственном числе;
б) дифференциация во множественном числе;
в) дифференциация 1,2, 3-го лица единственно¬го и множественного числа.
3. Согласование глаголов прошедшего времени с существительными в роде и числе:
а) согласование глагола и существительного муж¬ского рода;
б) согласование глагола и существительного жен¬ского рода;
в) согласование глагола и существительного сред¬него рода;
г) дифференциация глаголов мужского, женско¬го и среднего рода.
Формирование словоизменения прилагательных
Формирование словоизменения прилагательных у дошкольников с ОНР осуществляется в более позд¬ние сроки, когда дети в основном овладели системой словоизменения существительных, так как прила¬гательные «принимают» то или иное грамматиче¬ское значение, ту или иную форму в зависимости от формы существительного.
Трудность усвоения системы словоизменения при¬лагательных связана с отвлеченной семантикой прилагательных и с поздним их появлением в речи детей. Прилагательные, обозначающие признаки, свойства предметов, появляются у детей на том уровне их интеллектуального развития, когда ребе¬нок становится способным выделять из образа пред¬мета какой-либо признак, что, в свою очередь, вы¬зывает потребность в обозначении словом выделен¬ного свойства.
При формировании системы словоизменения прилагательных учитывается последовательность появления в онтогенезе форм существительных и прилагательных, фонетические особенности формо¬образования прилагательных. Рекомендуется следующая последовательность в логопедической работе по формированию словоиз¬менения прилагательных.
1, Согласование прилагательного с существитель¬ным в именительном падеже единственного и мно¬жественного числа:
1) формы мужского рода:
с ударным окончанием (голубой, большой, лес¬ной, дорогой, меховой);
с безударным окончанием (добрый, вкусный, красный, белый, желтый, веселый, синий, высокий и др.);
2) формы женского рода:
с ударным окончанием (голубая, большая, лес¬ная, дорогая, меховая);
с безударным окончанием (добрая, высокая, ве¬селая, холодная);
3) формы среднего рода:
с ударным окончанием (большое, смешное, ме¬ховое, голубое);
с безударным окончанием (вкусное, круглое, сладкое, красное, длинное, широкое, узкое).
2. Согласование прилагательного с существитель¬ным в косвенных падежах единственного числа:
1) в беспредложных конструкциях;
2) в предложных конструкциях.
3. Согласование прилагательного с существитель¬ным в косвенных падежах множественного числа:
1) в беспредложных конструкциях;
2) в предложных конструкциях.
Закрепление согласования прилагательного с су¬ществительным проводится сначала в словосочета¬ниях, далее — в предложениях различной структу¬ры, позднее — в связной речи.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: