Как психического познавательного процесса

Общая характеристика представления

По форме существовании материи различают восприятие пространства, восприятие времени и восприятие движения.

По основным модальностям выделяют следующие виды восприятия: зрительные, слуховые, осязательные, обонятельные, вкусовые.

Восприятие формы, величины, объема объектов, расстояния между ними, их взаимного расположения, удаленности и направления, в котором они находятся, называется восприятием пространства.

Оно осуществляется с помощью зрительного, тактильного и кинестетического анализаторов.

Восприятие формы, величины и глубины предметов это сложный процесс, который осуществляется с помощью зрительного, тактильного и кинестетического анализаторов. Основой его является изображение предмета на сетчатке глаза.

Восприятие времени это отражение в сознании человека объективной длительности, скорости и последовательности явлений действительности. Специального, самостоятельного анализатора времени нет. В основе восприятия времени лежит ритмическая смена возбуждения и торможения.

Восприятие последовательности явлений опирается на четкую расчлененность и объективно существующую смену одних явлений другими.

Восприятие длительности явлений.

Восприятие темпа – это отражение скорости, с которой сменяют друг друга отдельные стимулы совершающегося во времени процесса (например, чередование звуков).

Восприятие ритма это отражение равномерного чередования стимулов, их размеренности при воздействии предметов и явлений объективной действительности на наши органы чувств.

Восприятие движения – это отражение во времени изменений положения объектов или самого наблюдателя в пространстве. Наблюдая движения, прежде всего, воспринимают характер движения (сгибание, разгибание, отталкивание, подтягивание и т.д.), форму движения (прямолинейное, криволинейное, круговое, дугообразное и т.д.), направление движения, скорость движения, ускорение движения, продолжительность движения.

Первичную информацию человек получает с помощью ощущении и восприятия. Однако человек может спустя какое-то время вызвать (случайно или намеренно) образ этого предмета снова. Это явление получило название «представление».

Представление это психический познавательный процесс воссоздания (воспроизведения) конкретных образов предметов и явлений внешнего мира, которые ранее воздействовали на наши органы чувств.

В основе представлений лежит восприятие объектов, имевших место в прошлом. Можно выделить несколько типов представлений. Это представления памяти, т.е. представления, которые возникли на основе непосредственного восприятия в прошлом какого-то объекта или явления и представления воображения, которое формируется на основе полученной в прошлых восприятиях информации и ее творческой переработки. Чем богаче прошлый опыт, тем ярче и полнее может быть соответствующее представление.

Физиологической основой представлений является оживление в коре головного мозга следов прошлых воздействий.

Представление, как и любой другой процесс, осуществляет ряд функций.

Сигнальная функция представлений состоит в отражении не только образа предмета, но и многообразной информации об этом предмете, которая под влиянием конкретных воздействий преобразуется в систему сигналов, управляющих поведением.

Регулирующая функция представлений тесно связана с их сигнальной функцией и состоит в отборе нужной информации о предмете или явлении, ранее воздействовавшем на органы чувств. Причем этот выбор осуществляется не абстрактно, а с учетом реальных условий предстоящей деятельности (например, двигательные представления).

Настроечная функция. Она проявляется в ориентации деятельности человека в зависимости от характера воздействий окружающей среды, обеспечивает определенный тренирующий эффект двигательных представлений, что способствует формированию алгоритма деятельности.

Различают следующие виды представлений (рис. 3.4).

1. По ведущему анализатору:

– зрительные (образ человека, предмета, пейзаж);

– слуховые (представления музыкальной мелодии);

– обонятельные (представление запаха эфира);

– осязательные (представления предмета, к которому прикасался ранее);

– двигательные (представление движений своего тела при прыжке) и др.;

2. По степени обобщенности:

– единичные представления – это представления, основанные на восприятии одного определенного предмета;

– общие представления – представления, обобщенно отражающие ряд сходных предметов.

3. По степени проявления волевых усилий:

– непроизвольные представления – это представления, возникающие спонтанно, без активизации воли и памяти человека.

– произвольные представления – это представления, возникающие у человека под воздействием воли, в интересах поставленной им цели.

4. По продолжительности:

– оперативные представления – представления, извлекаемые человеком из своего сознания для обслуживания оперативных интересов его деятельности;

– кратковременные представления – это представления очень непродолжительные по времени;

– долговременные представления – это представления, которые сохраняются в памяти человека и используются им длительное время и достаточно часто.

5. По степени обобщенности:

– единичные – образы отдельных конкретных предметов, явлений;

– общие – образы обобщенных предметов, явлений.

Роль и место представлений в психологической структуре личности определяются тем, что они являются своеобразным звеном в переходе от ощущений и восприятий к мышлению.

3.5. Воображение

Воображение – это психический познавательный процесс создания новых представлений на основе имеющегося опыта, т.е. процесс преобразующего отражения действительности.

Учитывая особенности и причины возникновения, различают несколько видов воображения.

По степени выраженности активности различают два вида воображения: пассивное и активное. Для пассивного воображения характерно создание образов, которые не воплощаются в жизнь; программ, которые не осуществляются или вообще не могут быть осуществлены.

Непроизвольное (пассивное, непреднамеренное) воображение это создание новых образов без каких-либо внешних побудителей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: