Лекция №11 добровольной сертификации

МЕЖДУНАРОДНАЯ СЕРТИФИКАЦИЯ.

Основная деятельность ИСО по сертификации – это организационно-методическое обеспечение. До 1985 г. Этими вопросами занимался Комитет (СЕРТИКО), а в 1985г., в связи с расширением области деятельности, он был переименован в Комитет по качеству и сертификации (КАСКО).

Единые организационно-методические документы по сертификации, которые разработаны и разрабатываются ИСО, содействуют гармонизации процедуры сертификации, что в свою очередь делает возможным взаимное признание результатов сертификации даже при различиях в национальных законодательных положениях. ИСО содействует в методическом плане также созданию систем сертификации в тех странах, где они пока отсутствуют.

В работе КАСКО участвуют около 50-ти стран. Россию представляет Госстандарт РФ, около 20-ти стран состоят наблюдателями.

Основные направления деятельности Комитета:

· Изучение методов оценки соответствия продукции и систем обеспечения качества установленным требованиям в различных странах;

· Подготовка руководств по испытаниям, инспекционному контролю и сертификации продукции, процессов, служб, а также по деятельности и оценке испытательных лабораторий, органов по сертификации и систем обеспечения качества;

· Содействие взаимному признанию и принятию национальных и региональных систем обеспечения качества, а также использования международных стандартов на испытания, контроль, сертификацию, системы качества и др.

В области сертификации ИСО сотрудничает с МЭК, и если в области сертификации ИСО занимается исключительно методологическими проблемами, то МЭК разрабатывает международные системы сертификации и стандарты, в частности по безопасности, которые применяются как нормативная база при испытаниях и сертификации соответствующей продукции. Общим в деятельности ИСО и МЭК является направленность на содействие заключению дву- и многосторонних соглашений о взаимном признании в целях развития международной торговли. На основании созданных ими принципов гармонизация национальных систем сертификации может быть достигнута двумя путями: присоединением страны к международным системам сертификации МЭК, либо широким использованием единых организационно-методических принципов сертификации, предлагаемых ИСО.

НАЦИОНАЛЬНАЯ СЕРТИФИКАЦИЯ.

Российские системы сертификации подразделяются на системы обязательной и добровольной сертификации.

Обязательная сертификация в России, как и в зарубежных странах, распространяется, прежде всего, на потребительские товары и подтверждает их безопасность и экологичность. Продукция, подлежащая обязательной сертификации, включается в официальный перечень, который является важным документом для всех заинтересованных в сертификации, поскольку:

· Потребители рассматривают перечень как источник информации о гарантии своих прав на приобретение безопасных товаров, на выбор их среди аналогов, находящихся в продаже;

· Торговая организация получает возможность обоснованного выбора при размещении заказов;

· Изготовители, ориентируясь на перечень, могут своевременно подготовиться к проведению сертификации на своем предприятии;

· Таможенные органы получают сведения об объектах обязательного контроля при ввозе товаров на территорию РФ;

· Сертификационные органы вместе с номенклатурой товаров получают возможность своевременного обеспечения своего фонда нормативных документов необходимыми стандартами;

· Контролирующие органы могут подготовится к инспекционному контролю сертифицированной продукции, составить планы и графики работ;

· Технические комитеты по стандартизации благодаря этой информации определяют объекты для стандартизации методов испытаний и установления обязательных для сертификации требований на конкретные виды продукции.

На основании Закона «О защите прав потребителей» Госстандарт РФ как национальный орган по сертификации потребительских товаров установил номенклатуру товаров, которые подлежат обязательной сертификации, и включил в нее более 70-ти видов продукции и некоторые виды услуг.

В качестве критериев для включения товара в этот перечень были выбраны:

- потенциальная опасность для пользователя;

- наличие требований безопасности в нормативном документе на товар;

- массовость потребления;

- степень угрозы жизни и здоровью человека и др.

Перечень ежегодно обновляется и дополняется по мере принятия новых законодательных актов в области охраны здоровья и защиты интересов потребителей. Изменения в перечень могут быть внесены и другими органами государственного управления, уполномоченными создавать системы сертификации. На основании их предложений Госстандарт как координирующий обязательную сертификацию и проводящий государственную политику в этой обрасти составляет сводный перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации.

Перечень распространяется и на импортируемую продукцию, о чем проинформированы по соответствующим каналам официальные органы зарубежных стран.

В России действует более 80-ти систем добровольной сертификации, охватывающих в основном рынок потребительских товаров и услуг.

Системы добровольной сертификации отмечаются некоторыми характерными чертами:

· Активная роль заявителя, который определяет подтверждаемые требования к объекту сертификации, методы их проверки, стандарты или другие нормативные документы, устанавливающие требования, выбирает схему сертификации;

· Самоорганизация системы, т.е. инициирование ее создания и регистрации любыми субъектами хозяйственной деятельности;

· Открытость, возможность для заинтересованных сторон ознакомиться с составом участников системы, правилами и процедурами сертификации;

· Самостоятельность, невмешательство федеральных и местных органов исполнительной власти, иных государственных и общественных структур в деятельность системы (если они не являются ее организаторами).

Добровольную сертификацию может проводить орган по обязательной сертификации.

Несмотря на то, что в Российском законодательстве нет строгих ограничений по отношению к добровольной сертификации и это предоставляет системам право работы по своим правилам, добровольная сертификация в России основана на соблюдении рекомендуемых международных принципов, своеобразного кодекса добровольной сертификации.

К этим принципам относятся следующие положения:

· В системе добровольной сертификации должны быть определены правила и процедуры, о которых информируются заявители;

· Объекты сертификации и их характеристики, должны четко оговариваться с указанием конкретных нормативных документов;

· Процедуры сертификации надлежит должным образом документировать, что особенно важно для случаев апелляций;

· Любая система добровольной сертификации вправе устанавливать свою форму сертификата и свой знак соответствия.

Интерес к добровольной сертификации связан с ее широкими возможностями по подтверждению соответствия тем требованиям, которые интересуют потребителя и заявлены заказчиком сертификации. В России добровольная сертификация не только удовлетворяет потребности внутреннего рынка, но и используется также для экспортируемой или перспективной для экспорта продукции.

РЕГИОНАЛЬНАЯ СЕРТИФИКАЦИЯ.

В 1988 году в Брюсселе состоялся симпозиум западно-европейских стран по вопросам сертификации и испытаний, на котором были разработаны рекомендации по созданию единых для ЕС принципов сертификации и испытаний. На основе материалов симпозиума была подготовлена резолюция по вопросу комплексного подхода к техническим условиям, испытаниям и сертификации.

В странах ЕС существовали заметные различия в процедурах подтверждения безопасности изделий. Но в 1985 году была принята Директива Совета ЕС о технической гармонизации, в которой ограничивается роль основных требований и стандартов. Основные требования обязательны в отличие от требований стандартов. Причем, если стандарт гармонизирован, то продукция, изготовленная по этому стандарту, считается соответствующей основным требованиям. В этом случае процедура контроля для изготовителя облегчается. В противном случае – необходимо подтверждение соответствия третьей стороной.

Комплексный подход приближает переход к взаимному признанию результатов сертификации при условии компетентности, высокой технической оснащенности и открытости. Основным документом, определяющим направления деятельности по сертификации в СНГ, служит Соглашение о проведении согласованной политики в области стандартизации, метрологии и сертификации, подписанное в 1992 г.

На основании положений Соглашения, касающихся сертификации, страны содружества - участницы Соглашения, обладая полной самостоятельностью в формировании и реализации систем сертификации и организации работ в этой области, формируют национальные системы сертификации с учетом руководств ИСО/МЭК и накопленного опыта в данной области.

Поскольку Российская Система ГОСТ Р в большой степени гармонизирована с международными правилами, страны СНГ взяли за основу составление методических документов по сертификации Российские правила и другие разработки.

Подписавшие Соглашение государства договорились о взаимном признании органов по сертификации, испытательных лабораторий, результатов испытаний и сертификации, сертификатов и знаков соответствия на взаимопоставляемую продукцию. Приняты также условия аккредитации для последующего взаимного признания

Правовые основы стандартизации.

В РФ функционирует система органов и служб стандартизации, проводящих работу по стандартизации (в том числе в области метрологии и метрологического обеспечения) на всех уровнях управления хозяйством.

Система построена по территориально – отраслевому принципу и включает в себя:

государственные органы стандартизации и их службы;

органы службы стандартизации в отраслях народного хозяйства;

территориальные органы и службы стандартизации.

Основные положения, регламентирующие номенклатуру и структуру органов и служб стандартизации в стране, их компетенцию устанавливает ГОСТ «Государственная система стандартизации. Органы и службы стандартизации». Органом государственного управления, осуществляющим руководство стандартизацией и метрологией в стране, является Госстандарт РФ. Он несет ответственность за состояние и дальнейшее развитие стандартизации и за проведение единой технической политики в области стандартизации, сертификации и метрологии в стране.

С формированием единых систем наметился новый этап развития отечественной стандартизации, уровень которой определялся уже имеющимися достижениями научно – технического прогресса и перспективами его развития. В условиях централизованного управления экономикой эти системы выполняли основополагающую функцию стандартизации, заключающуюся в создании технического законодательства страны. На их основе развивалась отраслевая стандартизация, разрабатывались государственные и отраслевые стандарты на продукцию и методы ее контроля, а так же процессы производства. Эти системы стандартов применялись предприятиями и организациями промышленности как общие технические нормы при разработке, производстве, эксплуатации, ремонте и модернизации техники.

В 1993 г. Впервые в отечественной практике было создано правовое «поле» государственного научно – технического нормирования, основы которого закреплены Законом РФ «о стандартизации» во взаимной увязке с законами РФ «об обеспечении единства измерений» и «о сертификации продукции (услуг)». Этим законодательным актом определено, что государственные стандарты РФ устанавливают «правили и нормы, обеспечивающие техническое и информационное единство при разработке, производстве, использовании (эксплуатации) продукции, выполнении работ и оказании услуг, в т.ч. правила оформления технической документации, допуски и посадки и т.д.».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: