Стандартизация и сертификация

Лекция№10

СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ МЕТРОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ ОРГАНИЗАЦИЙ, ЯВЛЯЮЩИХСЯ ЮРИДИЧЕСКИМИ ЛИЦАМИ.

Основные задачи, права и обязанности органов управления и юридических лиц независимо от формы собственности определены в Правилах по метрологии ПР 50-372-93 «ГСИ. Типовое положение о метрологической службе государственных органов управления и юридических лиц». Этот документ предусматривает введение в структуру органов управления метрологических подразделений. Во многих государственных органах управления создаются метрологические службы, которые функционируют в соответствии с Положением о метрологической службе, подлежащим согласованию с Госстандартом РФ. Так, в центральном аппарате создается должность главного метролога, в отраслях – головные и базовые метрологические службы; на предприятиях и в организациях – калибровочные лаборатории и подразделения по ремонту средств измерений.

Государственная метрологическая служба России (ГМС) представляет собой совокупность государственных метрологических органов и создается для управления деятельностью по обеспечению единства измерения.

Законом РФ «Об обеспечении единства измерений» на ГМС возложены следующие функции:

· Межрегиональная и межотраслевая координация деятельности по обеспечению единства измерений.

· Установление правил создания, утверждения, хранения и применения эталонов единиц величин.

· Определение общих метрологических требований к средствам, методам и результатам измерений.

· Государственный метрологический контроль и надзор.

· Контроль за соблюдением условий международных договоров РФ о признании результатов испытаний и поверки средств измерений.

· Утверждение нормативных документов по обеспечению единства измерений.

· Организация деятельности метрологических служб юридических лиц на право проведения калибровочных работ.

· И т.д.

ИСТОРИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ СТАНДАРТИЗАЦИИ

И СЕРТИФИКАЦИИ.

Первые проявления фактической стандартизации можно встретить в деятельности людей первобытного общества. К таким проявлениям относились: письменность, летосчисление, система счета, денежные единицы, единицы мер и весов, обычаи, законы и т.д. Например, в Египте были стандартизованы луки, стрелы, камни (пирамиды насчитывают 47 веков).

При конструировании и изготовлении катапульт (4200лет назад) применялся способ относительных размеров, когда размер всех деталей зависит от одного главного параметра-длины стрелы, метаемой катапультой.

В древнем Риме – стандартизовано вооружение(щиты, мечи), меры объема, длины, веса, ширины дорог. То есть вместе со стандартизацией развивалась и метрология. В Венецианской республике в 13-14 веках стандартизация применялась в строительстве морских судов.

Развитие стандартизации в России связывают с временами Ивана Грозного(1550-1555г.). Например, пушечные ядра делали строго определенного размера.

Возникновение промышленной стандартизации в нашей стране относится к началу 18-го века, когда был опубликован ряд указов Петра Ι о стандартизации в области вооружения и судостроения. Принято подразделение орудий на пушки, гаубицы и мортиры, которое сохранилось до сих пор.

В 18-м веке при производстве стрелкового вооружения на Тульском оружейном заводе был впервые использован принцип взаимозаменяемости. После разборки замков 30-ти ружей, смешения деталей и последующей сборки ход деталей был свободным. Это позволило резко повысить производительность до 7000 ружей в месяц и повлияло на исход войны 1812 года.

В конце 19-го века появились стандарты на трубы, прокат и крепёж. В 1904 – на пассажирские вагоны, материалы и изделия, применяемые в железнодорожном деле.

Однако, развитие стандартизации в нашей стране тормозилось по следующим причинам:

- иностранные рабочие работали по своим стандартам;

- применялись три системы мер: аршинная, дюймовая и метрическая;

- отсутствовал единый координационный центр.

В последнее время основная задача сертификации в РФ стала очевидной, когда после декларированного правительством налаживания рыночных отношений к нам в страну стали направляться некачественные товары, которые не нашли сбыт на рынках в развитых странах. В 80-х годах, как только у нас в стране стали в массовом порядке заключаться международные контракты, многие фирмы стали поставлять морально устаревшую продукцию.

К чести Госстандарта следует сказать, что с 80-х годов стала широко внедряться процедура разовых приемочных испытаний при поставках в нашу страну больших комплексов оборудования. Такая практика резко сократила объем некачественных товаров, ввозимых в нашу страну. Во время приемочных испытаний проводились практически те виды работ, которые затем были регламентированы законами о сертификации. С развитием рыночных отношений объемы торговли возросли настолько, что возможности контролировать каждую сферу торговли у Госстандарта не стало. Потребовалась система (или сеть) сертификации с разветвленной инфраструктурой и подтверждением документами качества товара, уровня производства производителя, правильности мер продавца и всех остальных аспектов, из-за которых любое цивилизованное государство создает и содержит службы стандартизации, метрологии и сертификации.

Изложенные в разделе метрологии приемы и методы обеспечения единства измерений, как ни в одной другой науке зависят от того, насколько полно реализовано согласие участников процесса измерений пользоваться теми или иными представлениями о физических величинах и размерах их единиц.

Некоторые величины, измеряемые при помощи чувств человека, сложно сопоставимы между собой, например, в акустике или в оптике. Поэтому практически любой вид измерения требует консенсуса специалистов для сравнения результатов измерения друг с другом. Естественно, что многие договоренности оформлялись в виде документов, которые в современном обществе получили название стандартов.

Вообще, слово «стандарт» (в английской транскрипции «standard») имеет смысл не только законодательного документа. Стандартом, например, в США, может считаться эталон или образцовое средство измерения, стандартом называют стандартный образец состава и свойств веществ и материалов. То же самое название в США применимо к стандартным справочным данным, а так же к стандартным измерительным процедурам, которые у нас в стране называют методиками выполнения измерений. Именно поэтому понятия стандарта и стандартизации в настоящее время применяется не только и не столько в законодательной метрологии, но и как единый для многих пользователей набор понятий измерительной техники, приемов и методов обеспечения сопрягаемости (сочетаемости) и взаимозаменяемости деталей машин и т.д. В настоящее время стандартизация часто используется в оценке качества не только измерительной техники и товаров широкого потребления, но и в сфере услуг, маркировке и упаковке товара.

ЦЕЛИ СТАНДАРТИЗАЦИИ

Стандартизация – установление и применение правил с целью упорядочения деятельности в определенной области на пользу и при участии всех заинтересованных сторон в частности для достижения всеобщей оптимальной экономии при соблюдении условий эксплуатации «использования» и требований безопасности. Стандартизация основывается на достижениях науки, техники и передового опыта и определяет основы не только настоящего, но и будущего развития и должна осуществляться неразрывно с процессом.

Приведенное определение показывает многогранность деятельности по стандартизации. Из него, в частности, следует, что, будучи направленной, на разработку обязательных для исполнения норм, правил и требований к продукции, стандартизация должна обеспечить, возможно, полное удовлетворение интересов производителя и потребителя, повышение производительности труда, экономное расходование материалов, энергии, рабочего времени и гарантировать безопасность при производстве и эксплуатации.

Рассмотрим основные цели стандартизации:

Соответствие назначению – способность изделия процесса или услуги выполнить определенную функцию при заданных условиях.

Совместимость – пригодность ППУ к совместному, но не вызывающему нежелательных взаимодействий, использованию (при заданных условиях для выполнения установленных требований). Пример: теле- видео-.

Взаимозаменяемость – пригодность одного изделия (ППУ) для использования вместо другого изделия (ППУ) в целях выполнения одних и тех же требований. Пример, взаимозаменяемость болтов и гаек.

Управление многообразием (унификация) – выбор оптимального числа размеров и видов ППУ, необходимых для удовлетворения основных потребностей.

Безопасность – отсутствие недопустимого риска связанного с возможностью нанесения ущерба.

Охрана окружающей среды – защита окружающей среды от неблагоприятного воздействия ППУ.

Защита продукции – предохранение продукции от воздействия климатических или других неблагоприятных воздействий при ее использовании, транспортировке или хранении.

СЕРТИФИКАЦИЯ, ЕЕ РОЛЬ В ПОВЫШЕНИИ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ И

РАЗВИТИЕ НА МЕЖДУНАРОДНОМ, РЕГИОНАЛЬНОМ

И НАЦИОНАЛЬНОМ УРОВНЯХ.

Со времени основания Депо мер и весов (1842г.) пользовалось клеймение или пломбирование средства измерения или меры как подтверждение их пригодности для дальнейшего использования.

В метрологии процедура, удостоверяющая пригодность меры или средства измерения, хорошо известна как поверка. Если поверка дает удовлетворительные результаты и при этом составляется документ о этих положительных результатах – это и есть по сути дела сертификат соответствия – основной документ сертификации.

Отставание национальных систем сертификации во многом определило те трудности, которые испытывают отечественные предприятия в условиях современной конкуренции не только на внешнем рынке, но и на внутреннем. По этому в последние десятилетия имело место распространение стандартизации не только на область производства продукции, но также на область управленческой и организационно – методической деятельности. Данные нововведения призваны улучшить как качество выпускаемой продукции, так и качество подготовки персонала.

В зависимости от формы руководства сертификации и сферы действия стандартов различают государственную, национальную и международную сертификацию.

Региональная сертификация – проводится в масштабе определённого региона (то есть рядом стран одного географического или экономического региона мира), используя экономические, национальные и прочие его особенности.

Международная сертификация – проводится специальными международными организациями или группой государств с целью облегчения взаимной торговли, научных, технических и культурных связей.

Национальная сертификация – проводится национальным органом по стандартизации с учетом национальных особенностей.

Чтобы стать равноправным участником мирового хозяйства и международных экономических отношений, необходимо совершенствование национальной экономики с учетом мировых достижений и тенденций. Так же требуется согласование действий по сертификации между всеми участниками процесса, проходящего на всех уровнях.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: