Судовые системы

Судовые системы – это комплекс трубопроводов, механизмов, арматуры, приборов и приводов, предназначенных для перемещения жидкостей и газов по судну. Особое место занимают системы, обслуживающие энергетическую установку; они не относятся к общесудовым и здесь не рассматриваются. Остальные мы рассмотрим очень кратко.

Общесудовые системы можно подразделить на трюмные, противопожарные, санитарные, системы искусственного микроклимата и специальные.

В состав судовых систем входят следующие конструктивные элементы: трубы, путевые соединения, арматура (краны – с плотно притертой пробкой; клинкетные задвижки в виде клина, закрывающего отверстие; клапаны – с тарелкой, прижимающейся к гнезду; захлопки – с шарнирно закрепленной тарелкой), контрольно-измерительные приборы, емкости для хранения рабочей среды и т.д. Трубы с путевыми соединениями и запорно-регулирующей арматурой образуют трубопроводы.

Для создания в системах необходимых давления и скорости служат механизмы систем – насосы, вентиляторы, компрессоры.

Трюмные системы предназначены для удаления за борт воды, скапливающейся в отдельных местах судна в процессе нормальной эксплуатации или попавшей в отсек в результате аварии. К ним относятся осушительная, водоотливная, перепускная, балластная, креновая, дифферентная, а также системы измерительных, воздушных, переливных труб.

Осушительная система обеспечивает удаление за борт воды, скапливающейся в нижних частях корпуса судна в процессе нормальной эксплуатации из-за неплотностей, небольших течей, отпотевания и т.п. Международные требования (МАРПОЛ 73/78) не позволяют сброс за борт нефтесодержащих вод, поэтому остатки нефтепродуктов предварительно должны быть отделены сепарированием.

Водоотливная система удаляет большие количества воды, вливающейся в отсеки при авариях, с помощью высокопроизводительных погружных насосов. Если пробоина велика, ее следует предварительно заделать.

Перепускная система обеспечивает перетекание воды, например, из высоко расположенных помещений в низко расположенные, из отсеков, не оборудованных средствами удаления воды, в оборудованные, а также в аналогичные отсеки противоположного борта для устранения аварийного крена.

Креновая, дифферентная, балластная системы позволяют обеспечить требуемую посадку на некоторых судах, например, на подводных лодках, у которых поперечная и продольная остойчивость мала. Ледоколы могут с помощью креновой системы освобождаться от сжатия во льдах при заклинивании, а десантные корабли с помощью дифферентной системы - подходить ближе к берегу.

С помощью воздушных труб из цистерн выходит воздух при заполнении их жидкостью или, наоборот, заходит при опорожнении. Измерительные трубы позволяют определять уровень жидкости в отсеках.

Большую опасность для судов представляют пожары. Это может показаться странным – ведь судно со всех сторон окружено водой. Но на судах много горючих и легковоспламеняющихся материалов, электрооборудования, а от пожаров и взрывов гибнет значительное количество судов и людей на них. Особенно опасны в этом отношении танкеры, в том числе порожние. Борьбе с пожарами на судах уделяется самое серьезное внимание. Принимаются специальные конструктивные меры, например, устройство противопожарных зон, коффердамов, ограничение применения горючих материалов и др., что нами не рассматривается. Укажем лишь, что требования к противопожарной защите гражданских судов изложены в Международной конвенции по охране человеческой жизни на море 1974 г. и в Правилах Регистра.

В состав противопожарных систем входят системы пожарной сигнализации, водяная, спринклерная, паротушения, пенотушения, химического тушения, углекислотного тушения и т.п. Водяная система предназначена для тушения пожаров мощными водяными струями с помощью пожарных насосов и гибких шлангов. Спринклеры – это оросительные насадки, срабатывающие при высокой температуре. Пар или специальная пена затрудняют доступ кислорода к пламени. Тот или иной способ тушения пожара зависит от его интенсивности и от рода помещения и находящегося в нем груза.

Санитарные системы служат для снабжения судна водой и удаления за борт сточных вод. Сюда входят системы питьевой воды, мытьевой воды, забортной воды, фановая, сточная, система шпигатов. Две первые системы могут объединяться, тогда питьевая вода (более высокого качества) будет использоваться и для мытья. Забортная вода используется в гальюнах (туалетах), для обмывки санитарных помещений и т.п. Фановая система удаляет нечистоты из гальюнов, а сточная – из бань, камбузов, умывальников. Шпигаты – это небольшие отверстия на открытых палубах, которые служат для стока дождевой и другой попадающей на палубу воды.

Системы искусственного микроклимата необходимы для создания необходимых температурных и физико-химических параметров воздуха в жилых, служебных и других помещениях, например, в продовольственных кладовых. Здесь можно назвать системы вентиляции, отопления, охлаждения, кондиционирования воздуха. Особых пояснений они не требуют.

Специальные системы могут быть различными. Так, на танкерах имеется ряд специальных систем, отсутствующих на судах других типов: грузовая, зачистная, газоотводная, подогрева груза, мойки грузовых танков. Грузовая система обеспечивает быструю погрузку нефтепродуктов (при необходимости – и водяного балласта) с распределением их по отдельным танкам и выгрузку на берег. Для удаления остатков грузов служит зачистная система. Пары нефтепродуктов удаляются из грузовых танков с помощью газоотводной системы. При низкой температуре груза он сильно загустевает и требует подогрева. При смене рода груза (на старых танкерах, не имевших чисто балластных танков, а также при приеме балласта после нефтепродуктов и наоборот) требуется мойка танков.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: