Спасательные средства. На судах применяют спасательные средства коллективного и индивидуального пользования

На судах применяют спасательные средства коллективного и индивидуального пользования. К средствам коллективного пользованияотносят шлюпки, спасательные плоты, плавучие приборы, а к средствам индивидуального пользования - спасательные круги, жилеты, нагрудники, костюмы-комбинезоны.

Основным спасательным средством на морских судах является шлюпочное устройство, включающее шлюпки и катера, которые по назначению могут быть спасательными, разъездными, рабочими, специальными и т.п.; шлюпбалки для спуска и подъема спасательных шлюпок, приспособлениядля хранения шлюпок, катеров, плотов по-походному. Спуск разъездных катеров и шлюпок производится с помощью стрел и кранов либо шлюпбалок и кранбалок простейшего типа.

На пассажирских, промысловых, рыболовных судах неограниченного района плавания количество мест в спасательных шлюпках каждого борта принимается равным половине общего количества на судне людей; на грузовых судах неограниченного района плавания - общему количеству мест на судне.

На судах всех назначений в дополнение к обычным спасательным шлюпкам, а иногда взамен части их устанавливают по одной моторной (дежурной) спасательной шлюпке.

Плавучесть шлюпки должна быть обеспечена и в случае ее полного заливания. Необходимый для этого запас плавучести может быть получен за счет применения конструкций и материалов с положительной плавучестью или специальных воздушных ящиков. Основными материалами для изготовления спасательных шлюпок являются легкие сплавы и пластмассы.

Шлюпки открытого типа снабжаются закрытием оранжевого цвета для защиты людей от воздействия внешней среды. Спасательные шлюпки для нефтеналивных судов делают закрытого типа, с системой орошения, подающей воду на наружную поверхность шлюпки. Корпус танкерных шлюпок изготовляют из материалов, обеспечивающих безопасное плавание в течение 10 минут в зоне горящих нефтепродуктов при температуре до 12000С. Спасательные шлюпки располагают вдоль каждого борта в защищенных от действия волн местах. Шлюпки должны безопасно и быстро спускаться на воду при крене судна 200 (раньше - 150) на любой борт и дифференте до 100, за время не более 30 мин.

Рабочие шлюпки (1 - 2 на судно) или катера служат для обеспечения связи с берегом или другими судами, стоящими на рейде, а также для выполнения общесудовых работ.

Спасательные шлюпки спускают на воду с помощью шлюпбалок. Они бывают трех типов: поворотные, заваливающиеся и гравитационные.

Поворотные шлюпбалки - один из первых типов шлюпбалок, давно применяемых в судостроении. Сейчас они используются только на малых судах или для обслуживания рабочих шлюпок. Вываливание шлюпки осуществляется вручную. При использовании заваливающихся шлюпбалок вываливание шлюпок производится путем вращения стрелы относительно горизонтальной оси нижней пятки при помощи ручного привода и винтовой передачи. Гравитационные шлюпбалки не требуют применения силы или другого вида энергии при вываливании шлюпки. Вываливание, а затем и спуск шлюпки происходит под действием силы тяжести после отдачи стопоров, крепящих шлюпбалки в положении по-походному. Различают гравитационные шлюпбалки скатывающиеся, шарнирные, шарнирно-скатывающиеся и т.д. У скатывающихся шлюпбалок стрелы на катках перемещаются по криволинейным направляющим, вываливая шлюпку за борт, шарнирные вращаются относительно шарнира.

Каждую пару шлюпбалок обслуживает шлюпочная лебедка. Лебедки бывают с ручным приводом, безмоторные и моторные.

Шлюпки по-походномукрепят либо непосредственно на шлюпбалках, либо на палубах и на так называемых рострах - полубимсах, опирающихся одним концом на рубку, а другим - на стойку у борта.

Спасательные плоты могут быть надувными и жесткими (металлическими и пластмассовыми). Жесткиеплоты менее удобны в эксплуатации. Надувные плоты хранят в контейнерах. На судах малых и средних размеров плоты, сброшенные в воду, автоматически надуваются, освобождаясь от контейнера. Посадка людей производится в основном из воды. На больших судах для предотвращения попадания людей в воду стали применять различные скаты или рукава. Однако спасательные операции при этом оказались довольно сложными. Поэтому были созданы спускаемые спасательные плоты. Они надуваются на палубе, выносятся стрелой за борт, заполняются людьми и спускаются на воду. Отдача шкентеля происходит автоматически после того, как плот коснется воды. К плавучим приборам относятся спасательные скамейки и легкие плоты.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: