Примерный хронометраж занятия

Задание 2. Кейс-стади

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

Задание № 1. Просмотр видеофильма (кассета № 1) «Роль возраста, состояния ЦНС, видовой реактивности в резистентности к гипоксии» и обсуждение эксперимента по вопросам.

1. Установить роль видовой принадлежности в реактивности.

Методика: лабораторных животных (мышь и лягушку) помещают под колпак аппарата Комовского. Обращают внимание на поведение животных, характер дыхания, цвет кожных покровов. Постепенно снижая барометрическое давление, отмечают различие в проявлениях высотной болезни у животных. Полученные данные анализируют и делают вывод о видовой реактивности.

2. Установить значение возраста в реактивности.

Методика: в опыт берут двух мышей: взрослую (масса 18-20 г) и мышонка. Обращают внимание и их поведение, цвет кожных покровов, характер дыхания. Затем животных помещают под колпак аппарата Комовского и постепенно снижают барометрическое давление. Следят за развитием высотной болезни у обоих животных. Делают выводы о роли возраста в течении высотной болезни.

3. Установить значение функционального состояния ЦНС в реактивности.

Методика: в опыт берут трех мышей. Мышь №1 наркотизируют п/к введением1% раствора гексенала в дозе 0,5 мл/100 г массы тела, это животное используют в эксперименте после развития глубокого наркоза. Мыши №2 до опыта вводят 10% раствор кофеина из расчета 0,5 мл/ 100 г массы тела. Мышь №3 служит контролем.Через 5-6 минут всех трех мышей помещают под колпак аппарата Комовского. Повторяют ход предыдущих экспериментов, обращают внимание на разницу в поведении животных. Анализируют полученные данные.

4.Изучить влияние факторов внешней среды на реактивность организма.

Методика: в опыт берут трех мышей. Мышь №1 охлаждают в холодильной камере 20 минут. Мышь №2 помещают в термостат при температуре 400С на 10 минут. Мышь №3 служит контролем. Опытных животных и контрольную мышь помещают под колпак аппарата Комовского. Моделируют высотную болезнь. Обращают внимание на разницу в поведении животных, делают выводы.

Вопросы:

1. Какие различия в устойчивости животных к гипоксии установлены в данном эксперименте?

2. Каковы возможные механизмы изменения реактивности подопытных животных?

Задача № 1.

На двух крысах проведён следующий эксперимент: крысу №1 опустили в аквариум с температурой воды 10 °С. Через 5 мин животное извлекли и поместили в барокамеру вместе с интактной крысой (крыса №2) и крысой, получившей за 10 мин до помещения в барокамеру инъекцию психостимулятора фенамина в дозе 2,5 мг/кг (крыса №3). Затем в барокамере откачали воздух до барометрического давления 180 мм рт.ст. Продолжительность жизни (время от момента достижения барометрического давления 180 мм рт.ст. в барокамере до момента остановки дыхания) крысы №1 составила 15 мин, крысы №2 — 7 мин и крысы №3 — 4 мин.

Сделайте разбор задачи по указанному алгоритму:

1. Каким образом гипотермия и фенамин могли повлиять на устойчивость животного к гипоксии?

2. О каких видах реактивности можно судить в данном эксперименте

3. Составьте схему патогенеза высотной болезни.

4. Укажите ведущее звено патогенеза высотной болезни

Задача № 2.

Как будет протекать крупозная пневмония у ребенка 1 года, мужчины 35-лет и 78 лет.

От чего зависят различия в выраженности температурной и воспалительной реакций у лиц разного пола и возраста?

Сделайте разбор задачи по указанному алгоритму:

1.Определите форму ответной реакции у пациентов, ответ обоснуйте

2.Дайте определение понятий реактивности и резистентности организма

3.О каких видах реактивности можно судить в данном эксперименте

4.Укажите роль возраста в реактивности

ГЛОССАРИЙ

Реактивность ( Re – против; action - действие ) - это свойство организма отвечать определенным образом на воздействие факторов окружающей среды (Н.Н.Сиротинин).

Реактивность- это свойство организма как целого отвечать изменением жизнедеятельности на воздействие окружающей среды (А.Д.Адо).

Реактивтілік ( Re – қарсы; action - әсер ) - сыртқы ортаның әсерлеріне организмнің белгілі бір жолмен жауап қайтару қасиеті (Н.Н.Сиротинин).

Реактивтілік – сыртқы орта ықпалдарының әсерлеріне организмнің, оның жекелеген ағзалары мен жүйелерінің тіршілігін өзгертіп жауап қайтару қасиеті немесе қабілеті (А.Д.Адо)

Reactivity i s a certain organism’s response to environmental factors (N.N.Sirotinin).

Reactivity is organism’s property as a whole to respond to environmental factors by changing its life (A.D.Ado).

Нормергия- это адекватный ответ организма на воздействие раздражителя

Нормергия – әдеттегі тітіркендіргішке организмнің қалыпты жауабы, мұнда нормергиялық жауап серпілісі туралы айтылады

Normergy is the adequate organism’s response to pathogenic factors

Патергия - неадекватная ответная реакция:

· гиперергия- бурные физиологические реакции, значительно превышающие необходимый уровень реагирования (реактивность детского организма)

· гипергия - слабые реакции физиологических систем, недостаточные для полноценного ответа организма на повреждающее воздействие (вялое течение болезней с неясными, стертыми признаками) (реактивность старческого организма)

· анергия - отсутствие ответных реакций (носительство, отсутствие реакций в состоянии комы, при наркозе)

· дизергия - извращенные ответные реакции (расширение сосудов на действие низкой температуры, расширение зрачка на свет)

Патергия - қалыптан тыс жауап:

· гиперергия– реактивтіліктің жоғарылауы

· гипергия – органихм реактивтілігінің төмендеуі (аурулар сылбыр, белгілері айқын болмай өтеді) (қарттардың реактивтілігі)

· анергия - реактивтіліктің мүлде болмауы (өзі ауырмай микробтардың тасымалдаушылары болады, терең кома, сілейме, наркоз жағдайларындағы)

· дизергия - қалыптан тыс, бұрмаланған жауап (төмен температураға тамырлардың кеңеюі, жарыққа көз қарашығының кеңеюі)

Pathergy is inadequate response to pathogenic factors

Hyperergy is more intensive reaction then normal (high reflexes, allergic reactions, child reactivity)

Hypoergy is low reaction of physiological systems to surroundings (asymptomatic diseases), reactivity of a senile organism)

Anergy is absence of organism’s response (coma, shock, narcosis)

Disergy is inverted response, opposite to normal (vasodilation to cold, expansion of a pupil to light)

Резистентность организма - устойчивость организма против болезнетворных воздействий (resisteo-сопротивление).

Организм төзімділігі – ауру туындататын ықпалдарға организмнің тұрақтылығы (resisteo-қарсы тұру)

Organism’s resistance is resistance against pathogenic factors.

Виды реактивности

Видовая - наиболее общий вид реактивности, особенности реагирования целого вида (миграция птиц, зимняя спячка млекопитающих, видовой иммунитет)

Түрлік – реактивтіліктің жалпы түрі, бүкіл бір түрдің жауап қайтару ерекшелігі (құстардың мекенін ауыстыруы, сүтқоректілердің қысқы ұйқысы, түрлік иммунитет)

Species reactivity - is a complex protective reactions of different species of animals to surroundings, general type of reactivity (ex. migration of birds, hibernation of mammal, species immunity)

Групповая - особенности реагирования отдельных групп индивидуумов в пределах вида (пол, возраст, конституция, расовая принадлежность, группа крови и др.)

Топтық - түрдің ішіндегі кейбір топтардың жауап қайтару ерекшелігі (жыныс, жас, конституция, нәсілдік ерекшелік, қан топтары, ж.б.)

Group reactivity is the response of several individuals within the species (ex. sex, age, constitution, race, group of blood)

Индивидуальная - особенности реагирования индивидуума, определяет уникальность индивидуума

Даралық - еке тұлғалардың реактивтілігі, әр адам қайталанбайтын тұлға екендігін көрсетеді

Individual reactivityis an individual's particular response unique to each person

Физиологическая реактивность - адекватные реакции организма

Патологическая реактивность - неадекватные реакции организма

Реактивтілік физиологиялық ( организмнің қалыпты жауабы)

Патологиялық (организмнің қалыптан тыс жауабы) болып бөлінеді.

Physiological reactivity is adequate organism’s response

Pathological reactivity is inadequate organism’s response

Специфическая, иммунологическая реактивность – ответная реакция на антиген

Арнайыланған немесе иммунологиялық реактивтілік – антигеннің әсеріне антидене Specific (immunological) reactivity is organism’s response to antigens

Конституция (от лат. constitutio – состояние, свойство) - это совокупность морфологических и функциональных особенностей организма, формирующих состояние его реактивности, сложившихся на основе наследственных и приобретенных свойств.

Дене бітімі (лат. constitutio – жағдай, қасиет) – тұқым қуалаушылықтың және жүре пайда болған қасиеттер негізінде қалыптасқан, жеке тұлғалардың құрылымдық, функциялық және жандүниелік ерекшеліктерінің жиынтығы.

Constitution (from Lat. Constitutio - state property) – is a set of morphological and functional characteristics of the body, forming the state of its reactivity, formed on the basis of inherited and acquired properties.

6. ЛИТЕРАТУРА:

Основная

1. Литвицкий П.Ф. Патофизиология: Учебник для вузов. – М.: ГЭОТАР – Медиа, 2010. - С. 21-23, С. 26-60.

2. Патологическая физиология: Учебник п/р Н.Н.Зайко и Ю.В.Быця. – 2-е изд. – М.: МЕДпресс-информ, 2004. – С. 81-90.

3. Патофизиология. Основные понятия. // под ред А.В. Ефремова. – Москва: ГЭОТАР-Медиа. – 2008. С.17-21

4. Ә.Нұрмұхамбетулы. Патофизиология. – Алматы; РПО «Кітап», 2007. – С. 80-115; С. 293-311

Дополнительная

1. Патофизиология // Под ред. Новицкого В.В., Гольдберга Е.Д. Уразовой О.И.– Москва: Изд-во ГЭОТАР, 2010., том 1, с. 308-324

2. Патофизиология в схемах и таблицах: Курс лекций: Учебное пособие. Под ред. А.Н.Нурмухамбетова. – Алматы: Кітап, 2004. – С. 23-33.

3. Тестовые задания по патологической физиологии / под ред Т.П. Ударцевой и Н.Н.Рыспековой – Алматы.: изд-во «Эффект», КазНМУ, 2007.- С. 51 -59

7. КОНТРОЛЬ

Методы контроля:

Устный опрос, проверка правильности выводов по результатам эксперимента

Выполнение тестовых заданий - см. Тестовые задания по патологической физиологии / под ред Т.П. Ударцевой и Н.Н.Рыспековой – Алматы.: изд-во «Эффект», КазНМУ, 2007.- С. 51-59

1.ТЕМА ЗАНЯТИЯ № 3. ОБЩИЕ РЕАКЦИИ ОРГАНИЗМА НА ПОВРЕЖДЕНИЕ. ЛИХОРАДКА

2. ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ:

  • Формирование знаний вопросов этиологии, патогенеза, значения для организма общих реакций на повреждение
  • Формирование навыков составления схем патогенеза
  • Формирование навыков ведения дискуссии по вопросам темы

1. ЗАДАЧИ ОБУЧЕНИЯ:

· Сформировать знания по вопросам темы

  • Научиться различать защитно-приспособительное и патогенное значение ответа «острой фазы» и стресса
  • Сформировать навыки использования глоссария на трех языках при разборе теоретического материала
  • Сформировать навыки составления схем патогенеза
  • Совершенствовать коммуникативные навыки работы в группе

2. ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ ТЕМЫ:

1. Общие реакции на повреждение, понятие. Ответ «острой фазы», причины, медиаторы и их эффекты. Белки «острой фазы», их функции. Значение ответа «острой фазы» для организма.

2. Лихорадка, определение. Этиология лихорадки, характеристика экзо- и эндогенных пирогенных веществ.

3. Патогенез повышения температуры при лихорадке.

4. Стадии лихорадки. Изменения терморегуляции и клинические проявления в различные стадии лихорадки.

5. Виды лихорадки по степени повышения температуры тела и в зависимости от колебаний суточной температуры тела.

6. Изменения функций физиологических систем при лихорадке (нервной, сердечнососудистой, дыхательной, пищеварительной, функций почек).

7. Положительное и отрицательное значение лихорадки для организма. Патофизиологические принципы жаропонижающей терапии. Понятие о пиротерапии. Отличия лихорадки от перегревания.

8. Общий адаптационный синдром (стресс), причины, стадии, механизмы развития. Защитно-приспособительное и патогенное значение стресса. Понятие о болезнях адаптации.

9. Шок. Классификация по этиологии и патогенезу. Травматический шок, причины, стадии, изменения гемодинамики и микроциркуляции.

10. Кома, виды, механизмы развития.

5.МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ:

Дискуссия по основным вопросам занятия между учащимися с участием и под контролем преподавателя, обсуждение презентации темы, составление и анализ схем патогенеза, заполнение таблиц

Этап занятия Время
  Организационная часть. Перекличка, знакомство с целями и задачами занятия, раздача демонстрационного материала 3 мин
  Дискуссия по 1-7 вопросам темы, просмотр видеоролика «Патогенез лихорадки» и выполнение заданий №1-4 47 мин
  Перерыв 10 мин
  Обсуждение вопросов 8-10 35 мин
  Тестирование 10 мин
  Подведение итогов занятия, оценивание компетенций 5 мин

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: