Примерный хронометраж занятия. Просмотр видеофильма «Моделирование высотной болезни» и анализ схем патогенеза высотной болезни

Задание №1.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

Просмотр видеофильма «Моделирование высотной болезни» и анализ схем патогенеза высотной болезни

Методика. Мышь помещают в герметически закрытый колпак аппарата Комовского. Отмечают исходное состояние животного: поведение, характер дыхания, цвет кожных покровов. С помощью насоса аппарата Комовского постепенно откачивают воздух, следя за уровнем барометрического давления по манометру. Фиксируют характер и последовательность возникающих изменений у мыши при снижении барометрического давления на 0,2 атм., 0,4 атм., 0,6 атм., 0,8 атм. Следят, чтобы мышь не погибла, для чего при появлении судорог немедленно впускают воздух под колпак.

Схема № 1. ПАТОГЕНЕЗ ВЫСОТНОЙ БОЛЕЗНИ

Причины Ведущее звено патогенеза ЦНС Сердечно-сосудистая система Система дыхания Система крови Снижение барометрического давления снижение рО2 во вдыхаемом воздухе ¯ гипоксемия ¯ нарушения обмена веществ ¯ активация гликолиза ¯ накопление недоокисленных продуктов обмена ¯ основные проявления Эйфория, замедление психических процессов, нарушение тонкой двигательной дифференцировки, нарушение координации движений, судороги. Тахикардия, увеличение ударного объема сердца, минутного объема сердца, централизация кровообращения. Гиперпноэ, сменяющиеся брадипноэ или периодическим дыханием. Эритроцитоз   Изменение физических свойств газов и жидкостей Синдром декомпрессии, метеоризм, боль в ушах и лобных пазухах, разрыв мелких сосудов, подкожная эмфизема газовая эмболия

СХЕМА № 2.

ПОРОЧНЫЙ КРУГ В ПАТОГЕНЕЗЕ ВЫСОТНОЙ БОЛЕЗНИ

Понижение рО2 во вдыхаемом воздухе Гипоксемия ¯ возбуждение дыхательного центра. ¯ гиперпноэ ¯ гипокапния, дыхательный алкалоз ¯ угнетение дыхательного центра. ¯ брадипноэ

ГЛОССАРИЙ

Патология (от греч. Pathos - болезнь, logos - учение) изучает общие закономерности возникновения, развития и исходов болезней.

Патология (грекше Pathos – ауру, дерт, logos - ғылым) аурулардың пайда болуы, дамуы және аяқталуының негізгі заңдылықтарын зерттейді.

Pathology (from Greek words): pathos - illness, suffering; logos - study
is scientific study of disease - its nature, cause, mechanisms and effects. It is the science about general laws of pathological processes and diseases. It studies "why" and "how" disease occurs and develops.

Нозология – учение о болезни (от греч. nosus-болезнь)

Нозология – ауру туралы жалпы ілім (грекше nosus-ауру).

Nosology – is the study of disease in general (from Greek word nosus – disease):

«Здоровье – это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов» ВОЗ.

«Денсаулық – бұл аурудың немесе физикалық ақаулардың болмауы ғана емес, физикалық, психикалық және әлеуметтік толық сәттілік жағдай» БДСҰ.

“Health is a state of complete physical, psychological and social well-being, and is not just the absence of illnesses or physical defects” (WHO).

«Болезнь – нарушение нормальной жизни организма под влиянием различных повреждающих факторов, характеризующееся ограничением приспособления к окружающей среде и снижением трудоспособности» И.Петров.

Ауру – әртүрлі зақымдаушы агенттің әсерінен қоршаған ортаға бейімделуінің шектелуімен және еңбекке қабілетінің төмендеуімен организмнің қалыпты өмірінің бұзылысы» И.Петров.

“Disease is normal life disturbances under the influence of pathogenic factors, it is characterized by restriction in adaptation to the environment and reduction in work capacity” (I.Petrov)

Предболезнь – состояние между здоровьем и болезнью.

Ауру алды – денсаулық пен ауру арасындағы аралық жағдай.

Predisease is a condition between health and illness.

Патологическая реакция –(re - против, action - действие) – кратковременная, необычная (неадекватная) реакция организма на какое-либо воздействие

Дерттік серпіліс –(re – қарсы, action - әсер, серпіліс) –

Қандай да бір әсерге организмнің қысқаша, биологиялық мәнсіз және сәйкессіз жауабы

Pathological reaction – (re-against) – is short-term, unusual, inadequate organism’s responce to different factors

Патологический проц есс – сочетание патологических и защитно-приспособительных реакций при повреждении.

Дерттік үрдіс – зақымдану кезінде әрі қорғану бейімделу және әрі зақымдану серпілістерінің жиынтығы

Pathological process – is a combination of pathological and protective - adaptive reactions to damage.

Типовые патологические процессы:

· протекают однотипно у разных видов животных и человека (монопатогенез)

· характерна многопричинность (полиэтиологичность),

· развиваются в разных органах и тканях,

· имеют более или менее выраженное защитно-приспособительное значение,

· выработаны в ходе эволюции.

Біртектес дерттік үрдістер:

· Адам мен әртүрлі жануарларда бірдей деңгейде өтеді,

· Көп себепті (полиэтиологиялы),

· әртүрлі ағзалар мен тіндерде өтеді,

· айқындығы аз немесе жоғары қорғану-бейімделулік маңызы бар,

· эволюцияда барысында түзілген

Typical (general) pathological processes

• have the same pathogenesis in different kinds of animals and men (monopathogenesis)

• Have many causes (multicausality)

• develop in different organs and tissues

• have more or less expressed protective - adaptive value

• are formed during evolution

Патологическое состояние – стойкое отклонение от нормы, не имеющее приспособительного значения для организма.

Дерттік жағдай –организм үшін кері биологиялық мәні бар қалыптан тыс тұрақты ауытқу.

Pathological state is firm departure from the norm, which doesn’t have adaptive value for an organism.

Реанимация – оживление организма. Возможна на обратимых этапах умирания.

Реанимация –организмді тірілту. Өлімнің қайтымды сатыларында жүргізуге мүмкіндік бар.

Reanimation is resuscitation of an organism. It is possible at reversible stages of dying.

Этиология ( греч aitia – причина, logos-учение) - учение о причинах и условиях болезни

Этиология ( грекше aitia – себеп, logos-ілім) - аурулардың себептері мен себепкер жағдайлары туралы ілім.

Etiology (from Greek words aitia – reason, cause, logos - study) is the study about the causes and conditions of disease

Причина – тот фактор, который вызывает болезнь и придает ей специфические черты

Себеп – ауруды дамытатын және оған арнайы белгі беретін жайт.

The cause of disease is the factor which causes the disease and gives specific features.

Условия – те факторы, которые способствуют или препятствуют возникновению болезни

Жағдай – аурудың пайда болуына кедергі немесе жағдай жасайтын жайттар

Conditions – are the factors which promote or prevent disease occurrence.

Патогенез (греч. pathos - болезнь, genesis - развитие) – учение о механизмах развития, течения и исходов болезни.

Патогенез - комплекс взаимосвязанных процессов повреждения и адаптации организма, возникающих при болезни.

Патогенез (грекше pathos – ауру, дерт, genesis - даму) – аурудың даму тетіктері, ағымы, аяқталуы туралы ілім.

Патогенез – ауру кезінде туындайтын организмнің бейімделуі мен зақымдануының өзара байланысты үрдістерінің жиынтығы.

Pathogenesis (Greek. pathos - illness, genesis - development) is the study about mechanisms of disease development and outcomes.

Pathogenesis is a complex of the interconnected processes of damage and adaptation during diseases

Ведущее звено патогенеза – то звено, которое приводит к развертыванию остальных звеньев патогенеза и дает специфические проявления болезни.

Патогенездегі негізгі тізбек – патогенездің келесі тізбектерінің дамуына әкелетін және аурудың арнайы көріністерін беретін тізбек.

The main (leading) factor of pathogenesis – is the factor which causes the development of other pathogenetic factors

Порочный круг в патогенезе (circulus vitiosus) – формирование положительной обратной связи между звеньями патогенеза, когда последующее звено патогенеза усугубляет предыдущее, когда причинно-следственные отношения в патогенезе замыкаются, и следствие усугубляет действие причины.

Патогенездегі кері айналып соғу шеңбері (circulus vitiosus) – патогенездің тізбектерінің арасында соңғы тізбек алдыңғысын күшейте түсетін, патогенездегі себеп-салдарлық арақатынастың тұйықталуына әкелетін және салдар себептің әсерін күшейтетін оң кері байланыстың түзілуі.

The vicious circle of pathogenesis (circulus vitiosus) – is formation of a positive feedback between the pathogenetic factors when the chain of lesions becomes a circle and the following lesion makes worse the previous one.

Этиотропный принцип профилактики и терапии болезней – мероприятия, направленные на устранение причины болезни и повышающие резистентность организма

Аурулардың алдын алу мен емдеудің этиотропты ұстанымы – аурудың себебін аластатуға және организмнің төзімділігін арттыруға бағытталған шаралар

The etiotropic principle of prophilaxis and therapy means measures directed to elimination of the cause of the disease and improving organism’s resistance

Патогенетическая терапия – мероприятия, направленные на устранение ведущего и других звеньев патогенеза.

Патогенездік ем – патогенездің негізгі және басқа да тізбектерін жоюға бағытталған шаралар.

Pathogenetic therapy are the measures directed to elimination of the main and other pathogenetic factors

ЛИТЕРАТУРА:

Основная

1. Литвицкий П.Ф. Патофизиология: Учебник для вузов. – М.: ГЭОТАР – Медиа, 2010. - С. 3-21, 23-25

2. Патологическая физиология: Учебник п/р Н.Н.Зайко и Ю.В.Быця. – 2-е изд. – М.: МЕДпресс-информ, 2004. – С. С. 4-38

3. Патофизиология. Основные понятия. // под ред А.В. Ефремова. – Москва: ГЭОТАР-Медиа. – 2008. С.7-17

Дополнительная

4. Патофизиология // Под ред. Новицкого В.В., Гольдберга Е.Д. Уразовой О.И.– Москва: Изд-во ГЭОТАР, 2010., том 1, с.25-61; с.63-89

5. Патофизиология в схемах и таблицах: Курс лекций: Учебное пособие. Под ред. А.Н.Нурмухамбетова. – Алматы: Кітап, 2004. – С. 3-22.

6. Ә.Нұрмұхамбетулы. Патофизиология. – Алматы; РПО «Кітап», 2007. – С. 3-25.

7. Тестовые задания по патологической физиологии / под ред Т.П. Ударцевой и Н.Н.Рыспековой – Алматы.: изд-во «Эффект», КазНМУ, 2007.- С. 5-32

7. КОНТРОЛЬ

Методы контроля:

Устный опрос, проверка правильности выводов по результатам эксперимента, решению кроссворда, тестирование.

Выполнение тестовых заданий - см. Тестовые задания по патологической физиологии / под ред Т.П. Ударцевой и Н.Н.Рыспековой – Алматы.: изд-во «Эффект», КазНМУ, 2007.- С. 5-32


Тестовые задания по оценке правовых компетенций


Вариант 1


1.Медико-биологическийэксперимент – это

A) установление закономерностей возникновения различных болезней механизмов их развития, разработка и проверка эффективности новых методов профилактики и лечения

B) проведение конкретных научных исследований

C) исследование с участием человека в качестве испытуемого

D) документально оформленное добровольное согласие испытуемого на участие в клиническом испытании

2. Требования, предъявляемые к модели:

A) аналогия причин и условий, вызывающих болезнь и примененных при ее моделировании

B) отличия функциональных и морфологических изменений болезни

C) отличия в развитии типичных осложнений

использование только одного вида животных

3. Медико-биологические эксперименты и доклинические исследования на животных проводятся в соответствии с Госстандартом Республики Казахстан:

А) «Надлежащая лабораторная практика. Основные положения»

В) «Санитарные правила по устройству, оборудованию и содержанию вивариев»

4. При проведении клинических испытаний на несовершеннолетних гражданах необходимо письменное согласие

А) заключение медико-социальной экспертной комиссии

В) комиссии по опеке и попечительству

С) согласие родителей не обязательно

Д) их законных представителей

5. Калибровка - это

A) совокупность операций, устанавливающих соотношение между значением величины, полученной используемым прибором и соответствующим значением величины, определяемой с помощью эталона

B) подтверждение того, что процесс, проводимый в пределах установленных параметров, может осуществляться эффективно

C) документально оформленное добровольное согласие испытуемого на участие в клиническом испытании

D) исследование с участием человека в качестве испытуемого

6. Руководитель научно-технической программой не осуществляет контроль за:

А) проведением исследования

В) систематическим ведением документации,

С) достоверностью и качеством процедуры сбора, обработки полученной информации

Д) за индивидуальными интересами исследователей

7. Номер приказа «Правила проведения доклинических исследований, медико-биологических экспериментов и клинических испытаний в РК» 2009г.

А. №523

В. №506

С. № 697

D. № 582

Е. № 124

8. В клиническом исследовании

первостепенное значение имеет

А)интересы науки

В) интересы общества

С) интересы исследователя

Д) права, безопасность и здоровье испытуемых

9. В случае досрочного прекращения исследования или отдельных его этапов, руководитель исследования должен поставить в известность

А) уполномоченный орган в области здравоохранения и комиссию по вопросам этики

В) комиссию по правам человека

С) медико-социальную комиссию

Д) следственный комитет

10. Информированное согласие – это

A) документированное подтверждение того, что процесс, проводимый в пределах установленных параметров, может осуществляться эффективно и с воспроизводимыми результатами

B) документально оформленное добровольное согласие испытуемого на участие в клиническом испытании после ознакомления со всеми его особенностями, подписанное и датированное пациентом

C) исследование с участием человека в качестве испытуемого

D) установление закономерностей возникновения различных болезней и механизмов их развития

Вариант 2

1. Доклиническое исследование –

A) комплекс биологических, токсикологических, химических, физических и других экспериментальных научных исследований, проводимых перед внедрением в клиническую практику

B) добровольное согласие испытуемого на участие в клиническом испытании

C) новые средства и методы профилактики, диагностики и лечения заболеваний

D) исследование с участием человека в качестве испытуемого

2. Медико-биологический эксперимент не выполняет указанную ниже функцию:

A) выступает средством получения новых научных данных

B) является способом выделения общего в серии сходных явлений, обоснования закономерностей, формирования гипотез

C) является относительным гарантом перед применением новых методов диагностики и лечения болезней в клинической практике

D) является абсолютным гарантом применения новых методов диагностики в клинической практике

3. Качество проведения доклинических исследований и медико-биологических экспериментов не обеспечивает:

A) ресурсы

B) соответствующее управление

C) соответствующее планирование параметров исследования

D) соответствующая система оформления документации

E) ненадлежащие содержание животных в виварии

4. Не запрещается проведение клинических исследований на:

А) военнослужащих;

В) лицах, отбывающих наказание в местах лишения свободы, и лицах, находящихся под стражей в следственных изоляторах;

С) лицах, признанных судом недееспособными

Д) человеке с его письменного информированного согласия, либо по договору между ним и организацией здравоохранения

5. Валидация - это

A) документированное подтверждение того, что процесс, проводимый в пределах установленных параметров, может осуществляться эффективно и с воспроизводимыми результатами

B) документально оформленное добровольное согласие испытуемого на участие в клиническом испытании

C) новые средства и методы профилактики, диагностики и лечения заболеваний,

D) исследование с участием человека в качестве испытуемого

6. По результатам проведенных исследований ответственный исполнитель составляет:

А) отчет

В) акт

С) договор

Д) служебную записку

7. В отчете не должны отражаться:

А) даты начала и окончания эксперимента

В) данные об аудитах, проведенных в процессе исследования

С) описания используемых методов с ссылками на нормативные правовые документы и литературные источники

Д) личные данные сотрудников

8.Данные, позволяющие идентифицировать личность испытуемого должны

А) быть защищены с учетом правил соблюдения личной тайны согласно соответствующим требованиям законодательства РК

В) публикуется на страницах СМИ

С) публикуется в интернете

Д) объявляется, как послание народу

Е) передается по факсу

9. Клинические испытания проводятся в соответствии с протоколом одобренным:

А) комиссией по вопросам этики

В) комиссией по правам человека

С) экспертной комиссией за качеством и рациональным ведением эксперимента

Д) медико-социальной экспертной комиссии

10. Испытуемый – это:

А) пациент, принимающий участие в клиническом испытании исследуемого средства

В) заинтересованные студенты

С) научный работник

Д) больное животное

1.ТЕМА ЗАНЯТИЯ № 2. РОЛЬ РЕАКТИВНОСТИ ОРГАНИЗМА И НАСЛЕДСТВЕННОСТИ В ПАТОЛОГИИ.

2. ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ:

  • Формирование знаний по роли реактивности, резистентности организма и наследственности в возникновении и течении болезней.
  • Формирование навыков патофизиологического анализа клинико-лабораторных данных
  • Формирование навыков ведения дискуссии по вопросам темы

3. ЗАДАЧИ ОБУЧЕНИЯ:

  • Сформировать знания по роли реактивности и резистентности организма в патологии
  • Совершенствовать навыки ведения дискуссии при разборе основных вопросов темы
  • Научиться применять полученные теоретические знания при обсуждении результатов эксперимента и решении ситуационных задач
  • Научиться пользоваться медицинскими терминам глоссария

4. ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ ТЕМЫ:

1. Реактивность и резистентность организма, определение понятий. Формы ответной реакции организма на раздражитель.

2. Виды реактивности и их характеристика. Факторы, определяющие реактивность (наследственность, конституция, возраст, пол, состояние нервной, эндокринной систем и др).

5. МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ: собеседование и дискуссия по основным вопросам темы между учащимися с участием и под контролем преподавателя, просмотр видеофильма, обсуждение результатов эксперимента

Этап занятия Время
  Организационная часть. Перекличка, знакомство с целями и задачами занятия, раздача демонстрационного материала 3 мин
  Дискуссия по вопросам 1-2 47 мин
  Перерыв 10 мин
  Просмотр видеофильма (задание 1) и обсуждение эксперимента 25 мин
  Кейс-стади 10 мин
  Тестирование 10 мин
  Подведение итогов занятия, оценивание компетенций 5 мин

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: