ГОРИЗОНТАЛЬ | ВЕРТИКАЛЬ | ДИАГОНАЛЬ |
Местоположение на участках естественного горизонтального экстремума (максимального изгиба) формы: Ø Шея Ø Грудь Ø Лопатки Ø Талия Ø Локти Ø Ягодицы Ø Колени Ø Лодыжки | Местоположение на участках расположения осей симметрии формы: Ø 1-й порядок Ø 2-й порядок Ø 3-й порядок Ø 4-й порядок Ø 6-й порядок | Местоположение не является оптимальным и используется при разработке «эмоциональных» структур форм деталей и формы в целом. |
Количество линий членения формы зависит от:
o Фактуры материала (Чем дороже и качественней фактура, чем фактурнее поверхность, тем меньше линий членения формы)
o Вида поверхности (Чем более блестящая поверхность, тем больше линий членения)
o Цвета материала (Чем светлее материал, тем меньше линий членения)
o Рисунка ткани (Чем крупнее рисунок, тем меньше линий членения. Чем ярче выражен рисунок, тем больше линий членения)
|
|
o Типа поверхности (Чем жёстче ткань, тем больше линий членения)
8.3 ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ КОМПОЗИЦИОННОГО ФОРМООБРАЗОВАНИЯ В ДИЗАЙНЕ КОСТЮМА
Порядок и система композиционного формообразования становятся понятны, если на процесс одевания человека – не в смысле сиюминутного выбора одежды, а в значении временного формирования костюма как системы посмотреть как на процедуру самоидентификации.
В чём смысл самоидентификации? В том, что индивидуум по собственному желанию посредством определённых действий или комплекса мер выделяется из какого-либо устоявшегося сообщества. Причём, выделяется не с той целью, чтобы «быть съеденным», а для того, чтобы обратить внимание на себя, предложить себя в качестве эстетического эталона на том или ином этапе развития социума, направить вектор развития личности, а далее – и общественных вкусов в целом в определённую сторону. Мы не будем говорить о том, что такого рода «выщёлкивание» свойственно эволюции вообще и формированию личностных качеств человека в частном. Мы примем явление самоидентификации как факт. Достаточно напомнить, что 89% информации об окружающем мире человек получает с помощью органов зрения, и станет понятно, почему именно внешнее – одежда, причёска, манеры и т.д., а не внутреннее, глубинное – интеллект, духовность быстрее всего оценивается людьми.
Нужно понимать, что самоидентификация развивается и осуществляется параллельно с развитием социума и реализацией его эстетических потребностей. И естественно, что явление самоидентификации существует в контексте истории развития костюма и моды. Теперь давайте обозначим направления, по которым собственно продвигается общество и его единицы – индивидуумы, реализуя задачи самоидентификации.
|
|
1) Первым и, пожалуй, главным шагом является акт визуального отделения сообщества людей от стада животных. Сопоставим две формы:
Они одинаковы по количественной структуре, у этих форм по шесть составляющих. Но размеры этих составляющих – различные. Не одинаковы и пропорции дробления форм. Поэтому и идентифицировать мы их будем по-разному: форма а отдалённо напоминает структуру фигуры человека, а форма б – примата, обезьяны.
· На первом этапе самоидентификации человек постарался повторить пропорции своего тела в пропорциях костюма и не нарушать масштабности частей костюма.
2) Далее возникает объективная необходимость визуального разделения общества на мужчин и женщин. Именно эти социальные группы наиболее важны, они непосредственно участвуют в процессе жизнеобеспечения и жизнеустройства.
Давайте вновь сопоставим формы:
Мы видим пластическую трансформацию базы, которая позволила нам без особых усилий, лишь изменяя кривизну линий, получить силуэт мужской и женской фигур.
· Важным шагом в самоидентификации является пластическое соответствие формы костюма абрису фигуры. Не сложно догадаться, а с помощью графических упражнений и убедиться в том, что, изменяя далее кривизну линий, мы можем получить фигуры, различные по антропометрическим характеристикам и размерным признакам. Изгибы линий оболочки (костюма) транслируют важное для идентификации – качественные характеристики фигуры человека.
3) Далее необходимо углубление социальной идентификации. И здесь мы наблюдаем отождествление композиции костюма с возрастными признаками человека: выделение одежды для людей старшего и пожилого возраста и детской одежды. Нужно сказать, что визуальная маркировка одежды по возрастным группам в истории костюма происходила неравномерно.
После градации «мужчины-женщины» практически сразу произошла градация «молодёжь – старики».
Выделение детского костюма с его особой пластической и пропорциональной структурой произойдёт только в конце XIX века. Именно в это время дети, наряду с взрослыми будут наиболее активно участвовать в формировании социальных связей и социальных институтов: обучение в дворянской среде выйдет за рамки домашнего; детский труд будет узаконен; начнёт своё развитие детская литература и музыка; будут иметь место общественные мероприятия для детей и проч.
Идентификация костюма по возрасту, так же, как и по полу определена пластическими свойствами контурных линий оболочки (костюма).
4) Но самоидентификация, как вы понимаете, не может характеризовать лишь крупные социальные сообщества: мужчины-женщины, старики-молодёжь-дети. Где же реализация «само»?
В среде потребителей одежды мы наблюдаем группы антагонистов:
ü элита – плебеи;
ü эстеты – люди не чуткие к красоте;
ü сторонники поп-культуры – представители андеграунда;
ü коллективисты – индивидуалисты…
Костюм каждой группы будет выделяться посредством композиционного наполнения, регулируемого законами и свойствами композиции. Можно смело говорить о том, что комбинация законов центра композиции, формальной организации, свойств и качеств композиции позволяют получать бесчисленное множество вариантов художественного решения костюма.
5) Наконец, цель, которую ставит человек, одевая себя в костюм. Безусловно, цели – разные, но все они имеют гуманистическое звучание, т.к. ни одному из нас не хочется быть «изуродованным» одеждой, а уж тем более трудно себе представить, что бы здоровый человек добровольно стал портить свою фигуру костюмом.
|
|
После того, как сделан первый шаг в направлении самоидентификации – прямая трансляция костюмом пропорций фигуры, её пластики, можно начать «играть» формой:
ü обострять,
ü улучшать,
ü подчёркивать,
ü скрывать,
ü копировать.
Это проделывается для того, чтобы составить о себе нужное представление, заставив окружающих видеть то, чего хотите именно вы.
Все эти манипуляции относятся к стилизации, которую дизайнер применяет, выстраивая образное решение в костюме, тем самым, создавая нужную иллюзию в направлении формирования устойчивого позитивного мнения о носителе.
Таким образом, механизм самоидентификации позволяет понять механизм композиционного формообразования:
ü создание базовой (нулевой) формы,
ü формирование оболочки по законам формы,
ü наполнение оболочки составляющими,
ü корректировка композиции в соответствии с целью функционирования костюма в среде.
Однако возникает вопрос: «Если всё так понятно и просто с самоидентификацией – надел то, что именно тебе кажется единственно правильным, и всё, почему же так мало личностных проявлений в манере одеваться?» Действительно, ведь вещи класса «кутюр» и концептуальные решения мы можем наблюдать только на улицах мировых столиц или в журналах моды. Дело в том, что на определённом этапе своего развития общество «договаривается» в качестве меры рассматривать среднего человека со средним вкусом, а человек, являясь существом социальным, невольно подчиняется законам, предлагаемым ему социумом. Нужно признать, что идти в разрез с мнением общества – тут требуется немалое мужество, и таких «смельчаков» оказывается немного.
Интересным является тот факт, что чем выше степень социального и экономического развития общества, тем ярче вычленяются личности, и тем сложнее по композиционному строению становится костюм, в том числе и «усреднённый» или типовой. Чем выше степень технического развития общества, тем чаще коммуникация «человек-человек» заменяется коммуникацией «человек-машина», и тем эстетически целесообразнее и понятнее становится костюм. Он упрощается, отметая излишнюю декоративность и всё большее внимание обращая на комфортную эргономичную форму.
|
|
Выделение среднего типа потребителя, своего рода «середины» общественного вкуса позволяет оценить путь развития материальной культуры и костюма, а в настоящее время и определить степень рациональных усилий, направляемых на производство одежды массовым тиражом. Для дизайнера массового производства эта формула «облегчает жизнь», т.к. можно применять методики прогнозирования и планирования ассортимента – маркетинг. Для креативного дизайнера и личностно ориентированного потребителя эта концепция не совсем удобна, т.к. заставляет «отстаивать» свою точку зрения на развитие одежды порой в «нелёгкой борьбе».
Самоидентификация будет актуальна ровно до той поры, пока человек, как индивидуум, будет «интересен» эволюции. Явление самоидентификации позволяет надеяться, что костюм как вид искусства и форма дизайнерской практики не остановится в своём развитии и позволит реализовать множество оригинальных решений.
8.4 Гармонизация цветового решения композиции
При разработке композиционного поля микроструктуры могут быть дополнены или заменены цветовыми и тоновыми отношениями.
Рисунок 1 – Принцип подбора гармоничных цветовых пар
Рисунок 2 – Принцип подбора гармоничных цветовых троек
9 При разработке композиции костюма учитывают пластические особенности конкретной фигуры. Наиболее гармонично воспринимается условно-пропорциональная фигура.
Возможные отклонения от условно-пропорциональной фигуры | |||
· Полные плечи · Полная грудь · Тип «яблоко» | · Полные ягодицы · Полные бёдра · Тип «груша» | · Комбинированные примеры жироотложения | · Искривления в области позвоночника |
Антропоморфные характеристики фигур с отклонениями от типовой представлены в классификаторах П.Н. Башкирова, П.Б. Галанта, В.В. Бунака, Шкерли и др. |
Визуальная корректировка пластики фигур с отклонениями от условно-пропорциональной направлена на приближение искажённой формы к прямоугольнику. Для этой цели при моделировании одежды обращаются к зрительным иллюзиям.
Пути создания иллюзий в одежде
Изменение зрительного образа с помощью приёмов создания зрительных иллюзий:
| Создание модельной одежды в стиле оп-арт:
|