Что такое педагогика

Слуцкий В. И.

(Из кн. "Элементарная педагогика")

Я очень уважаю педагогическую теорию, жить без нее не могу, люблю педагогическую теорию.

Хочу уточнить: речь идет именно о педагогичес­кой теории, а не о наборе благих пожеланий, кото­рый часто выдается за нее.

А.С. Макаренко

Прежде чем ответить на этот вопрос, определимся сначала с тем, что такое вообще наука, что обозначает это слово.

Наука — это определенная система знаний о какой-либо сфере ре­альности, изучающая объективные законы, действующие в этой сфе­ре, т.е. такие, которые существуют независимо от нашего сознания.

Что такое объективный закон? Это такая причинно-следственная связь, которая действует везде, где есть реальные объекты, и действу­ет всегда определенным образом (определенная причина вызывает только одно и строго определенное следствие) и не может изменять­ся. Следовательно, можно сказать, что педагогика — это наука, изу­чающая объективные законы развития человека в обществе, объяс­няющая поведение человека и дающая конкретные рекомендации по применению этих законов в различных условиях жизни и деятельнос­ти человека. Все, что происходит в политике, в культуре, в спорте, в производственной деятельности, в семейной и интимной жизни, — все это может быть рассмотрено с точки зрения Педагогики. Почему

это так?

Потому что психические механизмы, определяющие наше поведе­ние, одни и те же у всех людей. Каждый человек — прежде всего че­ловек, а потом уже спортсмен, политик и т.п. Люди общаются друг с другом, взаимно влияют друг на друга, подчиняясь законам, общим для всех людей. Как заметил Мишель Монтень, души императора и сапожника скроены на один и тот же манер.

Таким образом, педагогика — это особый взгляд на мир, педагоги­ческое мышление — это особое, специфическое мышление, которое приобретается постепенно и которому нужно учиться. Педагогика — это тот волшебный ключик, которым открывается все в мире людей.

* Симонов П.В., Ершов П.М. Темперамент. Характер. Личность. М.: Науха, 1984. С. 134—142.

2 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 1. С 418.

Для педагога-профессионала нет секретов в человеческих взаимоот­ношениях. Он понимает, почему идет война между двумя государства­ми и почему поссорился с женой его друг, потому что, как сказал все тот же Монтень, в основе войны между государствами и ссоры между соседями лежат те же причины.

Воспитание, вернее, взаимное влияние людей друг на друга, проис­ходит непрерывно, круглосуточно. Дома, в школе, во дворе, в кино наш ребенок и мы тоже все время воспитываемся. И все мы попере­менно выступаем то в роли объекта, то в роли субъекта воспитания (порой в той и другой одновременно). Но если бы люди осознавали это, то можно было бы сказать, что человек человеку педагог.

Однако человеку дана уникальная способность: познав законы природы, он может научиться использовать их. Человек научился ле­тать в космос, синтезировать искусственные вещества и пр., однако, как ни странно, пожалуй, единственный реальный объект, которым человек еще не научился толком управлять, это он сам, т.е. его духов­ная, психическая жизнь.

"Мы еще слишком автоматы, или автоматы недостаточно совер­шенные", — говорит В.Л. Леви. Что он хочет этим сказать? Обыкно­венный человек — "рядовой необученный" (т.е. не имеющий пред­ставления о своих психических механизмах, о педагогическом зако­не, — выражение Леви) чаще всего реагирует на внешние раздраже­ния по принципу простого автомата. Что это значит?

Представьте себе автомат с газированной водой. На нем есть три кнопки: белая, желтая, розовая. Нажмем на белую кнопку, льется во­да без сиропа; на желтую — с лимонным сиропом; на розовую — с апельсиновым. И так всегда. Определенной кнопке соответствует оп­ределенный сироп, и не может быть такого, чтобы вы нажали на бе­лую кнопку, а потекла вода с сиропом, или на желтую — и потекла вода без сиропа (если, конечно, автомат исправен). Вот так и любой "рядовой необученный" человек реагирует на внешние раздражения:

на определенное раздражение следует определенная заданная реакция.

Но если человек осознает свои психические механизмы (а тем са­мым и психические механизмы остальных людей), то он способен не подчиняться им. В этом, по-моему, и состоит так называемая свобода воли. Допустим, кто-то меня оскорбляет, грубит мне. По закону про­стого механизма я должен обидеться и тоже начать грубить. Но я мо­гу сказать себе: "Нет, раз этот человек грубит, значит, у него что-то случилось, он чем-то расстроен, попробую посочувствовать ему". И вполне вероятно, что мне удастся усилием воли (так как раздражение возникнет обязательно, подсознательно, помимо воли) заставить себя улыбнуться этому человеку и сказать ему несколько дружеских и со­чувственных слов, т.е. поступить не по закону простого механизма. Тем самым я как бы выключаю прежний механизм и включаю но­вый: механизм доброжелательности. Можете попробовать этот прием на практике: при условии вашей полной искренности он действует бе­зотказно.

Таким образом, моя свобода воли осуществляется только при усло­вии знания психических механизмов, и заключается она в том, что я

могу по своему желанию выключать нежелательные и включать желательные психические механизмы (действовать, вообще не подчиняясь психическим механизмам, принципиально невозмож­но), т.е. я сам себе отдаю приказ и сам же его исполняю.

Люди в большинстве случаев воздействуют друг на друга неосо­знанно. Но! Если человек знает основные психические механизмы, если он приучил себя действовать сознательно (поступки "ря­довых необученных" являются подсознательными, хотя им кажется, что они сознательные, т.е. у них не сознание командует подсознани­ем, а наоборот), то он может управлять "рядовыми необученными".

Действительно, нужно только знать, чего ты хочешь добиться и "на какую кнопку нужно нажать". Причем "рядовой необученный" этого совершенно не заметит. Тут следует, правда, напомнить читателям, что когда мы говорим "действовать сознательно", то это значит дей­ствовать во благо человека и природы, т.е. в соответствии со своим человеческим предназначением, в противном случае действия челове­ка нельзя назвать сознательными.

Итак, если человек, с которым вы имеете дело (ребенок или взрослый), способен сам сознательно контролировать себя и управ­лять своим поведением, его воспитывать не нужно, такой сам кого угодно воспитает. Если же он на это не способен, т.е. реагирует подсознательно, то тогда все зависит от вас. Единственное, что для этого нужно, — это хорошее развитие сознательных сил своей

психики.

Но вот что интересно в свете всего того, что мы сказали. Все дети, за редчайшими исключениями, относятся к "рядовым необученным", а маленькие дети (до 10 лет) по самой своей природе не способны ре­агировать иначе, как подсознательно. Так что учитель, который жа­луется: "Ах, какие у меня скверные дети, опять плохо себя ведут", упо­добляется человеку, который подходит к автомату с газированной во­дой и нажимает наугад на белую кнопку. Естественно, льется вода без сиропа, а человек сердится и говорит: "Ох уж этот скверный автомат! Опять он мне льет не ту воду, которую я хотел!"


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: