Получение электроэнергии от ЭС Польши

В Роттердаме согласно условиям судоходства для транспортировки в порты на Балтийском море необходима перегрузка нефти из танкеров большой грузоподъемности в танкеры дедвейтом до 60 тыс. т.

В свою очередь транспорт из портов до НПЗ республики обеспечивается трубопроводами при максимальном использовании существующих систем. Всего рассмотрено 3 варианта с учетом общего объема поставки нефти 12 млн. т в год, в т.ч. – 7 млн. т в год на Новополоцкий НПЗ и 5 млн. т. в год на Мозырьский.

По критерию минимума затрат оптимальным из рассмотренных является юго-западный вариант по схеме Одесса – Броды – Мозырь – Бобовичи - Костюковичи - Полоцк со строительством на территории Беларуси участка 183 км Бобовичи – Костюковичи. По названному варианту инвестиции на территории республики требуются в размере 56,2 млн. долларов США, а удельные затраты на доставку нефти составят 33,9 доллара США за тонну.

Если принять во внимание, что в настоящее время стоимость сырой нефти в портах Персидского залива находится на уровне 120 долларов США за тонну, то с учетом транспортных затрат стоимость одной тонны нефти для республики по юго-западному варианту составит 153,9 доллара США, по северному – 168,7 доллара США. Для сравнения – стоимость нефти, закупаемой концерном “Белнефтехим” в Российской Федерации за 2002 год в среднем составила около 130 долларов США за тонну.

Из-за отсутствия на территории Украины и нашей республики некоторых участков нефтепроводов рассмотрены варианты доставки нефти по железной дороге. При расстоянии по маршруту Одесса-Гомель-Мозырь 1075 км и удельных затратах 2,048 доллара США/100 ткм затраты составят 22,7 доллара США/т. При расстоянии от Вентспилса до Новополоцка 470 км, удельной стоимости перевозки 2,5 доллара США/т, а также стоимости перевалки в порту 2¸3 доллара США/т затраты составят 11¸14 долларов США/т. С учетом затрат на морской транспорт до Одессы 24,88 доллара США/т, а также на железнодорожные перевозки до Мозыря 22,74 доллара США/т суммарные затраты на транспорт будут равны 45,57 доллара США/т.

Аналогичный показатель по северному варианту будет равен 49,02¸52,02 доллара США/т.

Однако в данный момент Правительством Украины планируется строительство участка «Броды-Плоцк» длиной 556 км, мощностью 10 млн. т нефти в год и стоимостью около 300 млн. долларов США, который будет введен в эксплуатацию к концу 2005 года. Для увеличения мощности до 25 млн. т нефти в год необходимы дополнительные инвестиции на сумму до 150 млн. долларов США для строительства насосных станций.

В случае использования железнодорожных перевозок стоимость нефти для республики по оптимальному юго-западному варианту составит 165,57 доллара США/т, что выше варианта с трубопроводным транспортом на 7,6 %, а увеличение затрат только на перевозку достигает 33,4 %. По северному варианту стоимость нефти будет равна 169,0-172,7 доллара США/т, т.е. будет сопоставима с юго-западным маршрутом.

Возможные варианты импорта угля

Исходя из анализа мировых запасов и цен на уголь его использование в качестве альтернативы другим видам энергоресурсов для Беларуси наиболее вероятно.

Разведанные запасы угля в мире оцениваются на уровне 1 трлн. т (на 200 лет), а его рыночная цена в Северо-Западной Европе с 1987 года по 2001 колебалась от 31 до 45 долларов США/т.

Тенденция цен на уголь в 2003 году характеризуется резким ростом транспортных затрат.

Стоимость польского угля сопоставима со стоимостью российского угля.

В качестве возможных поставщиков для Республики Беларусь могут рассматриваться Россия, Польша, Южно-Африканская Республика (через порты на Балтийском море).

Учитывая сопоставимость стоимости российского и польского угля с учетом транспортных затрат и в целях диверсификации импорта энергоресурсов для обеспечения энергетической безопасности республики наиболее предпочтительным является вариант поставок угля из Польши. В дальнейшем следует учитывать, что такое соотношение цен дает основание гарантировать поставки угля из двух государств по близким ценам. В 1993 году было предложение польской стороны (фирма «Энергоуслуга») о возможности использования шахты «Богданка» для добычи и последующей транспортировки угля в Республику Беларусь. Разведанные запасы – 170 млн. т, глубина залегания - 700÷1000 м, толщина слоя – 1÷3 м, зольность – 19 %, содержание серы – 0,81, Qн.р. = 21 тыс. кДж/кг, влажность – 12÷14 %. Прямое расстояние от южной границы Республики Беларусь до шахты – 100 км, а до площадки Зельвинской ГРЭС с учетом маршрута существующих ж/д путей – 450 км.

Согласно данному предложению экспортная цена продажи каменного угля с шахты «Богданка» на границе с Республикой Беларусь будет составлять 26 долларов США/т, если объем закупок будет более 0,5 млн. т/год. С учетом транспортировки до площадки Зельвы стоимость угля составит около 30÷33 долларов США/т.

Если принимать за основу биржевую цену польского энергетического угля»45 долларов США/т (октябрь 2003 г.), то с учетом транспортировки по маршруту Люблин–Варшава – граница Республики Беларусь – Волковыск его стоимость будет составлять»51 доллар США/т. Тариф на транспортировку угля по Республике Беларусь вагонами в объеме 65 т составляет»0,8¸0,9 доллара США за 100т·км. Стоимость угля в районе Зельвы будет составлять»52 доллара США/т, или 54,3 доллара США/т у.т.

При необходимости транспортировки угля к Березовской ГРЭС наиболее выгодный маршрут Люблин (120 км) – Брест (120 км) - Береза. Суммарное расстояние 240 км. С учетом тарифов на перевозку угля и перехода с узкоколейного железнодорожного полотна на ширококолейное затраты на транспортировку составят»8 долларов США/т. Суммарная стоимость угля для Березовской ГРЭС будет равна 53 доллара США/т, или 55,4 доллара США/т у.т.

Возможные варианты импорта электроэнергии

По существующим магистральным ЛЭП имеется возможность передачи мощности из Литвы до 2000 МВт, России - 1400 МВт, Украины – 600 МВт. Однако учитывая планируемую остановку Игналинской АЭС (вывод мощностей к 2005 году 1500 МВт и к 2009 еще 1500 МВт), энергосистема Балтии становится дефицитной. Наиболее вероятными и технически реализуемыми в прогнозируемом периоде можно рассматривать варианты импорта электроэнергии из Польши, Украины и России.

Учитывая концепцию развития Польской энергосистемы в части создания межсистемных связей на основе двухцепных ВЛ 400 кВ, для импорта электроэнергии в Республику Беларусь можно рассматривать сооружение двухцепной ВЛ 400 кВ Россь-Нарев с поэтапной подвеской цепей.

Оптимальная пропускная способность такой двухцепной линии, включенной на напряжение 400 кВ, составит 1200-1400 МВт.

Для развития электрических сетей Беларусь–Польша по рассматриваемому направлению целесообразно использование ВПТ. В качестве единичной мощности блоков ВПТ предлагается применение современных экономичных блоков мощностью 500 МВт.

Данное мероприятие позволит передавать в энергосистему Республики Беларусь до 3 млрд. кВт·ч в год.

На втором этапе до 2020 года на двухцепной ВЛ Россь (ВПТ) - Нарев подвешивается вторая цепь.

Для реализации 2-го этапа в Белорусской энергосистеме необходимо осуществить следующие мероприятия:

При этом объем передаваемой мощности в энергосистему Республики Беларусь увеличится до 6 млрд. кВт·ч.

Если ориентироваться на среднюю потребительскую цену электроэнергии в государствах Европы, то ее величина составляла в 2002 году 6,9 цента/кВт·ч и выросла по сравнению с 1999 годом на 15 %; но если рассматривать цену непосредственно в Польше, то она по годам изменялась незначительно как в сторону снижения, так и в сторону увеличения, и в 2002 году составляла 8,1 цента/кВт·ч.

В случае экспорта электроэнергии из Польши в Беларусь следует из цены исключать составляющую распределительных сетей, которая оценивается на уровне 37 % в общей стоимости. Тогда для Республики Беларусь возможная цена польской электроэнергии будет равна 5,2 цента/кВт·ч.

По ориентировочным расчетам для того, чтобы обеспечить импорт в Республику Беларусь электроэнергии в объёме 3 млрд. кВт·ч в год необходимы дополнительные инвестиции в ЛЭП – 120 млн. долларов США. При ставке за кредит 7 % годовых и амортизационных отчислениях от стоимости ЛЭП 3 % дополнительные удельные затраты на передачу электроэнергии в 2015 году составят 0,37 цента/кВт·ч, а стоимость электроэнергии (без НДС) - 5,57 цента/кВт·ч. В случае импорта 6 млрд. кВт·ч потребуются инвестиции в размере 190 млн. долларов США, а стоимость электроэнергии составит 5,52 цента/кВт·ч.

Если рассматривать вариант строительства в республике электростанции на польском угле с удельными капиталовложениями 1200 долларов США/кВт, топливной составляющей себестоимости электроэнергии 70 %, удельным расходом топлива 340 г у.т./кВт·ч, стоимостью угля 60 долларов США/т у.т., ставкой за кредит 7 % и использованием установленной мощности – 6000 часов в год, себестоимость электроэнергии составит 4,3 цента/кВт·ч, что по укрупнённым оценкам в 1,3 раза дешевле импорта электроэнергии из Польши.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: