Отходы растениеводства. Использование отходов растениеводства в качестве топлива является принципиально новым направлением энергосбережения. Практический опыт их применения в качестве энергоносителя накоплен в Бельгии и Скандинавских странах, а в нашей республике опыт массового применения отсутствует. Общий потенциал отходов растениеводства оценивается до 1,46 млн. т у.т. в год.
К концу прогнозируемого периода эта величина оценивается на уровне 140-200 тыс. т у.т.
Топливный этанол и биодизельное топливо. Беларусь имеет значительный потенциал для внедрения технологий производства топливного этанола и биодизельного топлива из рапса и сои.
Объем использования этанола будет определяться внутренней потребностью его как антидетонационной добавки в бензин, целесообразностью его использования непосредственно как моторного топлива в автотракторной технике и объемами возможного экспорта.
Производство биодизельного топлива из рапса и сои в перспективе будет рассматриваться с точки зрения его конкурентоспособности по отношению к традиционным видам топлива, т.к. на сегодня его себестоимость больше, чем традиционного дизельного топлива, а его использование в развитых странах обуславливается значительно низким негативным влиянием на окружающую среду.
|
|
Для внедрения технологий производства топливного этанола требуется главным образом соответствующая реконструкция спиртовых заводов, что обеспечит минимальный объем необходимых инвестиций.
Производство биодизельного топлива предвидится в первую очередь на небольших установках для обеспечения нужд транспорта малых сельскохозяйственных предприятий – производителей сои или рапса, а также на экспорт.
Общий потенциал оценивается до 1 млн. т у.т. в год, а при активном инвестировании и внедрении данного направления к 2020 году объем замещения традиционных топлив может составить 110 тыс. т у.т. в год.
За счет всех составляющих возобновляемых и нетрадиционных источников энергии к 2020 году возможно ее получение до 5,1 млн. т у.т. в год, а с учетом нефти, попутного газа и торфа объем местных энергоносителей оценивается в 7,9 млн. т у.т. в год, что составляет около (20-25) % от общего потребления энергоресурсов.
Возможные варианты и объемы импорта основных видов топлива и электроэнергии
В 2002 году потребность республики в энергоносителях была обеспечена за счет собственных ресурсов на 15,1 %, остальные 84,9 – за счет импорта, при этом в общем импорте доля России составляла 97,9, Литвы – 1,9, Украины – 0,2 %.
Структура поставок ТЭР по годам стабильна, а незначительные изменения состоят в увеличении доли поставок из России и их сокращении из других государств. В прогнозируемом периоде соотношение объемов местных импортируемых энергоресурсов незначительно изменится в сторону абсолютного увеличения местных ТЭР за счет дополнительного вовлечения возобновляемых источников.
|
|
Выбор возможных практически реализуемых и экономически приемлемых вариантов энергообеспечения республики, отличных от уже сложившихся, с учетом прогнозируемой схемы межгосударственных транспортных коммуникаций предельно ограничен.
Несмотря на изложенное, в условиях практически полной зависимости республики от импорта энергоносителей из одного государства - России необходимо для обеспечения энергетической безопасности республики наряду с существующей системой рассмотреть альтернативные варианты энергообеспечения.
Возможные варианты импорта газа
В настоящее время природный газ в Беларусь поставляется полностью из России.
При рассмотрении альтернативных вариантов удовлетворения потребности республики в природном газе необходимо учитывать два основополагающих фактора: обеспеченность запасами и экономичность.
Исходя из анализа разведанных запасов газа в мире, основных грузопотоков и наличия систем транспорта наиболее вероятным вариантом из альтернативных может рассматриваться поставка газа из Туркменистана.
Ранее рассматриваемые варианты поставок из месторождений Северного моря, из Ирана через Азербайджан и Украину, а также сжиженного природного газа из государств, его экспортирующих (Алжир, Ливия, ОАЭ, Бруней и др.), маловероятны из-за необходимости вложения значительных инвестиций в транспортную инфраструктуру и больших затрат на транспортировку.
Туркменистан имеет одни из наибольших в мире подтвержденных запасов газа, которые составляют 2,86 трлн. м3, а геологические – до 20 трлн. м3. Имеется большой резерв увеличения добычи на существующих месторождениях, так как в 1990 году объем добычи составлял 88 млрд. м3, а в 2001 – 46,4 млрд. м3.
При наличии спроса реализация крупных инвестиционных программ развития газовой отрасли в Туркменистане позволит, по оценкам специалистов, повысить добычу природного газа к 2010 году до 120 млрд. м3 при собственной потребности 17 млрд. м3.
Вариант импорта газа из Туркменистана технически может быть реализован в короткие сроки при относительно небольших инвестициях, т.к. предполагается максимально использовать уже существующую сеть газопроводов.
Однако использование туркменского газа для республики в настоящее время по экономическим соображениям невыгодно, т.к. продажа его осуществляется по мировым ценам.
В прогнозируемом периоде с ростом внутренних цен в России и цен российского газа для соседних государств возможна ситуация, когда варианты поставок из России и Туркменистана станут сопоставимы по экономичности.
Необходимость диверсификации поставщиков газа обусловлена не столько экономическими показателями, сколько условиями энергетической безопасности.
Доставка газа от границы Туркменистана до границы Республики Беларусь возможна двумя путями:
· первый - через Украину (Туркменистан – Казахстан – Российская Федерация – Украина);
· второй - через Российскую Федерацию (Туркменистан – Казахстан – Российская Федерация – Республика Беларусь).
Большое расстояние доставки природного газа из Туркменистана до границы Республики Беларусь, которое по системе магистральных газопроводов составляет около 2600 км, вызовет значительное увеличение его цены в пункте приема–передачи.
Возможные варианты импорта нефти
В настоящее время обеспечение нефтью НПЗ Беларуси ориентировано на поставки из России как по системе нефтепроводов «Дружба», так и по нефтепроводу Сургут-Полоцк.
|
|
Для определения возможных альтернативных вариантов и объемов импорта нефти в республику выполнен анализ состояния запасов, добычи, потребления, экспорта – импорта, цен и основных грузопотоков нефти по миру, отдельным регионам и государствам. Его результаты показали, что с учетом разведанных запасов и расстояния транспортировки для Беларуси, расположенной в центре восточно-европейского региона и не имеющей выхода к морю, наиболее вероятные пути поставки нефти остаются прежними, как и в ранее принятых Основных направлениях:
· из России по существующей системе магистральных нефтепроводов;
· из месторождений Северного моря и Ближнего Востока (регион Персидского залива) через территории сопредельных государств (Украина, Литва, Латвия, Польша), имеющих и создающих морские нефтеперевалочные комплексы для приема нефти из танкеров, при этом реализуется комбинированная трубопроводно-морская транспортная схема поставки нефти либо железнодорожно-морская.
В качестве альтернативы существующей схеме поставок возможны два основных направления:
южное - через порты на Черном море (Одесса);
северное - через порты на Балтийском море (Вентспилс, Гданьск, Росток, Бутинге).
Поставщиками могут быть страны - экспортеры нефти, ведущие добычу как в районах Северного моря (Англия, Норвегия), так и в зоне Персидского залива (страны Ближнего и Среднего Востока).
Несмотря на то, что расстояние до Беларуси от месторождений Северного моря ближе, чем от региона Персидского залива, имеющиеся там запасы недостаточны для обеспечения даже близлежащих стран Западной Европы. С учетом того, что разведанные запасы нефти в странах Ближнего и Среднего Востока более чем в два раза превышают запасы всех остальных месторождений на Земле, а также в связи с наличием стабильных грузопотоков нефти из этих стран в Европу, для Республики Беларусь в качестве основного альтернативного варианта следует рассматривать поставки нефти из этого региона двумя путями:
|
|
- южный – через порты на Черном море (Одесса);
- северный – через Роттердам и порты на Балтийском море (Вентспилс, Бутинге).