По экспертным оценкам к 2020 года за счет названного источника может быть получено 300-350 тыс. т у.т

Отходы растениеводства. Использование отходов растениеводства в качестве топлива является принципиально новым направлением энергосбережения. Практический опыт их применения в качестве энергоносителя накоплен в Бельгии и Скандинавских странах, а в нашей республике опыт массового применения отсутствует. Общий потенциал отходов растениеводства оценивается до 1,46 млн. т у.т. в год.

К концу прогнозируемого периода эта величина оценивается на уровне 140-200 тыс. т у.т.

Топливный этанол и биодизельное топливо. Беларусь имеет значительный потенциал для внедрения технологий производства топливного этанола и биодизельного топлива из рапса и сои.

Объем использования этанола будет определяться внутренней потребностью его как антидетонационной добавки в бензин, целесообразностью его использования непосредственно как моторного топлива в автотракторной технике и объемами возможного экспорта.

Производство биодизельного топлива из рапса и сои в перспективе будет рассматриваться с точки зрения его конкурентоспособности по отношению к традиционным видам топлива, т.к. на сегодня его себестоимость больше, чем традиционного дизельного топлива, а его использование в развитых странах обуславливается значительно низким негативным влиянием на окружающую среду.

Для внедрения технологий производства топливного этанола требуется главным образом соответствующая реконструкция спиртовых заводов, что обеспечит минимальный объем необходимых инвестиций.

Производство биодизельного топлива предвидится в первую очередь на небольших установках для обеспечения нужд транспорта малых сельскохозяйственных предприятий – производителей сои или рапса, а также на экспорт.

Общий потенциал оценивается до 1 млн. т у.т. в год, а при активном инвестировании и внедрении данного направления к 2020 году объем замещения традиционных топлив может составить 110 тыс. т у.т. в год.

За счет всех составляющих возобновляемых и нетрадиционных источников энергии к 2020 году возможно ее получение до 5,1 млн. т у.т. в год, а с учетом нефти, попутного газа и торфа объем местных энергоносителей оценивается в 7,9 млн. т у.т. в год, что составляет около (20-25) % от общего потребления энергоресурсов.

Возможные варианты и объемы импорта основных видов топлива и электроэнергии

В 2002 году потребность республики в энергоносителях была обеспечена за счет собственных ресурсов на 15,1 %, остальные 84,9 – за счет импорта, при этом в общем импорте доля России составляла 97,9, Литвы – 1,9, Украины – 0,2 %.

Структура поставок ТЭР по годам стабильна, а незначительные изменения состоят в увеличении доли поставок из России и их сокращении из других государств. В прогнозируемом периоде соотношение объемов местных импортируемых энергоресурсов незначительно изменится в сторону абсолютного увеличения местных ТЭР за счет дополнительного вовлечения возобновляемых источников.

Выбор возможных практически реализуемых и экономически приемлемых вариантов энергообеспечения республики, отличных от уже сложившихся, с учетом прогнозируемой схемы межгосударственных транспортных коммуникаций предельно ограничен.

Несмотря на изложенное, в условиях практически полной зависимости республики от импорта энергоносителей из одного государства - России необходимо для обеспечения энергетической безопасности республики наряду с существующей системой рассмотреть альтернативные варианты энергообеспечения.

Возможные варианты импорта газа

В настоящее время природный газ в Беларусь поставляется полностью из России.

При рассмотрении альтернативных вариантов удовлетворения потребности республики в природном газе необходимо учитывать два основополагающих фактора: обеспеченность запасами и экономичность.

Исходя из анализа разведанных запасов газа в мире, основных грузопотоков и наличия систем транспорта наиболее вероятным вариантом из альтернативных может рассматриваться поставка газа из Туркменистана.

Ранее рассматриваемые варианты поставок из месторождений Северного моря, из Ирана через Азербайджан и Украину, а также сжиженного природного газа из государств, его экспортирующих (Алжир, Ливия, ОАЭ, Бруней и др.), маловероятны из-за необходимости вложения значительных инвестиций в транспортную инфраструктуру и больших затрат на транспортировку.

Туркменистан имеет одни из наибольших в мире подтвержденных запасов газа, которые составляют 2,86 трлн. м3, а геологические – до 20 трлн. м3. Имеется большой резерв увеличения добычи на существующих месторождениях, так как в 1990 году объем добычи составлял 88 млрд. м3, а в 2001 – 46,4 млрд. м3.

При наличии спроса реализация крупных инвестиционных программ развития газовой отрасли в Туркменистане позволит, по оценкам специалистов, повысить добычу природного газа к 2010 году до 120 млрд. м3 при собственной потребности 17 млрд. м3.

Вариант импорта газа из Туркменистана технически может быть реализован в короткие сроки при относительно небольших инвестициях, т.к. предполагается максимально использовать уже существующую сеть газопроводов.

Однако использование туркменского газа для республики в настоящее время по экономическим соображениям невыгодно, т.к. продажа его осуществляется по мировым ценам.

В прогнозируемом периоде с ростом внутренних цен в России и цен российского газа для соседних государств возможна ситуация, когда варианты поставок из России и Туркменистана станут сопоставимы по экономичности.

Необходимость диверсификации поставщиков газа обусловлена не столько экономическими показателями, сколько условиями энергетической безопасности.

Доставка газа от границы Туркменистана до границы Республики Беларусь возможна двумя путями:

· первый - через Украину (Туркменистан – Казахстан – Российская Федерация – Украина);

· второй - через Российскую Федерацию (Туркменистан – Казахстан – Российская Федерация – Республика Беларусь).

Большое расстояние доставки природного газа из Туркменистана до границы Республики Беларусь, которое по системе магистральных газопроводов составляет около 2600 км, вызовет значительное увеличение его цены в пункте приема–передачи.

Возможные варианты импорта нефти

В настоящее время обеспечение нефтью НПЗ Беларуси ориентировано на поставки из России как по системе нефтепроводов «Дружба», так и по нефтепроводу Сургут-Полоцк.

Для определения возможных альтернативных вариантов и объемов импорта нефти в республику выполнен анализ состояния запасов, добычи, потребления, экспорта – импорта, цен и основных грузопотоков нефти по миру, отдельным регионам и государствам. Его результаты показали, что с учетом разведанных запасов и расстояния транспортировки для Беларуси, расположенной в центре восточно-европейского региона и не имеющей выхода к морю, наиболее вероятные пути поставки нефти остаются прежними, как и в ранее принятых Основных направлениях:

· из России по существующей системе магистральных нефтепроводов;

· из месторождений Северного моря и Ближнего Востока (регион Персидского залива) через территории сопредельных государств (Украина, Литва, Латвия, Польша), имеющих и создающих морские нефтеперевалочные комплексы для приема нефти из танкеров, при этом реализуется комбинированная трубопроводно-морская транспортная схема поставки нефти либо железнодорожно-морская.

В качестве альтернативы существующей схеме поставок возможны два основных направления:

южное - через порты на Черном море (Одесса);

северное - через порты на Балтийском море (Вентспилс, Гданьск, Росток, Бутинге).

Поставщиками могут быть страны - экспортеры нефти, ведущие добычу как в районах Северного моря (Англия, Норвегия), так и в зоне Персидского залива (страны Ближнего и Среднего Востока).

Несмотря на то, что расстояние до Беларуси от месторождений Северного моря ближе, чем от региона Персидского залива, имеющиеся там запасы недостаточны для обеспечения даже близлежащих стран Западной Европы. С учетом того, что разведанные запасы нефти в странах Ближнего и Среднего Востока более чем в два раза превышают запасы всех остальных месторождений на Земле, а также в связи с наличием стабильных грузопотоков нефти из этих стран в Европу, для Республики Беларусь в качестве основного альтернативного варианта следует рассматривать поставки нефти из этого региона двумя путями:

- южный – через порты на Черном море (Одесса);

- северный – через Роттердам и порты на Балтийском море (Вентспилс, Бутинге).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: