Истоки PR, основные вехи развития паблик рилейшнз

PR как функция управления, менеджмента. PR как наука управления общественным мнением

План

1. PR как функция управления, менеджмента. PR как наука управления общественным мнением.

2. Основные концепции и области использования PR. Функции паблик рилейшнз.

3. Истоки PR, основные вехи развития паблик рилейшнз.

4. Современное состояние PR в мире и в Украине.

Термин «public relations» (в переводе с английского языка – «связи с общественностью») впервые ввел в обращение президент США Томас Джефферсон в 1807 году, заменив им выражение «состояние мысли». И подобная замена весьма характерна, поскольку наглядно говорит о том широком аспекте явлений, которые характеризуются понятием паблик рилейшнз или связи с общественностью.

Сегодня под паблик рилейшнз подразумевают ______________________________ ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Установление подобных отношений процесс весьма непростой, поскольку интересы организации, предприятия, фирмы отнюдь не всегда совпадают с интересами населения, которое находится с ними в контакте.

В авторитарных и тоталитарных обществах проблема эта решалась достаточно прямолинейно: путем простого навязывания обществу, различным группам населения указаний «сверху». Это проявлялось не только в политике, но и в экономике, где не было никакой конкуренции, и человек был вынужден покупать, выбирать что-либо из крайне ограниченного набора товаров, имевшихся в продаже. Поэтому в рамках, по крайней мере, тоталитарного общества, где «сверху» контролировалось практически все, ни о каких паблик рилейшнз не могло быть и речи. Совершенно по-другому обстоит дело в демократических обществах, где население, общественность имеют возможность свободно проявлять свои политические, экономические, идеологические симпатии и не поддаваться контролю «сверху».

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Основные концепции и области использования PR.
Функции паблик рилейшнз

Период зарождения паблик рилейшнз в их современном виде: конец XIX – начало ХХ веков. В процессе своего развития PR прошли три основных этапа, на которых их организация «подчинялась» трем основным концепциям взаимоотношения организации и общественности (населения).

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

В настоящее время в качестве основных выделяют четыре области использования паблик рилейшнз:

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Кроме названных областей, в последние годы паблик рилейшнз все активнее используется в следующих сферах жизни общества:

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

К основным функциям паблик рилейшнз традиционно относят следующие:

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

(самостоятельное изучение)

История развития паблик рилейшнз как науки и определенной сферы социальной деятельности берет начало с давних времен. Определение хронологии здесь целиком зависит от понимания сущности PR. К примеру, некоторые ученые считают основоположником PR чуть ли не Аристотеля, который более двух тысячелетий назад в своем трактате «Риторика» ввел понятие «этоса», под которым подразумевал отношение публики к оратору как важнейшую предпосылку успеха его речи.

И все же правильно, исходя из современного понимания паблик рилейшнз, считать периодом его зарождения середину XVIII века, а именно: период борьбы за независимость Соединенных Штатов Америки, когда возникла впервые реальная ситуация необходимости добровольного, активного привлечения и участия широких масс населения для реализации соответствующих целей (хотя сам термин «паблик рилейшнз», как уже отмечалось, был впервые употреблен в начале XIX века, а именно в 1807 году).

Первым политиком, который уделил специальное внимание организации PR, был один из руководителей американской революции С. Адамс. Именно он впервые определил необходимость использования символики, лозунгов, организации специальных событий, которые могли бы привлечь внимание общественности, спровоцировать дискуссии, воздействовать на формирование определенного общественного мнения.

Первыми пиаровскими спецсобытиями были, так называемые, «Бостонская бойня»и «Бостонское чаепитие». Первое относится к 1770 г. и вошло во все учебники по истории США. Суть его в следующем: в одной из обычных в то время уличных драк в Бостоне были убиты пять жителей. Пресса «свалила» вину за это на английских военных, назвала это «варварской акцией» и сделала все, чтобы вызвать у жителей Бостона ненависть к британским офицерам (которые, кстати говоря, быстро ретировались еще в начале драки).

Случай с «Бостонским чаепитием» еще более интересен. Здесь речь идет не об использовании в PR какого-либо информационного «повода», а о реальной организации пиаровского спецсобытия. В Бостонском порту находилось британское судно с грузом чая. 6 декабря 1773 г. группа патриотов-американцев, переодевшись индейцами, проникла на корабль и сбросила в море груз с чаем. Команда заметила их и заставила убраться с корабля. При этом капитан занес в журнал данный случай, охарактеризовав его как «мелкую хулиганскую выходку». Однако, на берегу в это время были специально собраны журналисты, которые и описали эту историю, обвинив британцев в преследовании коренных жителей Америки.

Первым профессиональным PR-специалистом был А. Кендалл, который будучи по образованию журналистом, в 20-30-х годах XIX столетия организовал и возглавил «кухонный кабинет» президента США Э. Джексона. Этот президент был обыкновенным человеком из народа, не имевший никакого образования в области политики. Ему было сложно формулировать свои мысли, идеи. Поэтому и понадобился соответствующий специалист, которым и стал А. Кендалл. Технология функционирования «кухонного кабинета» была следующей. Переехав в президентский дворец, Кендалл и его помощники заняли помещение кухни, располагавшееся позади кабинета Джексона. Последний, в случаях каких-либо затруднений с формулировкой политических позиций и оформлением политических взглядов, извинялся, выходил на кухню «выпить стакан воды» и получал там соответствующую консультацию. Кстати говоря, и в современных избирательных кампаниях часто используется термин «кухонный кабинет» для обозначения группы ближайших помощников и советников кандидата.

Первая PR-фирма была открыта в Бостоне в 1900 году и называлась «Паблисити-бюро». Организована она была бывшими журналистами во главе с Дж. Михаэлсом. Известность фирма приобрела в 1906 году благодаря проведению активной PR-кампании по противодействию введению жестких норм на железнодорожном транспорте, которые инициировал президент Теодор Рузвельт.

Впервые основные принципы паблик рилейшнз сформулировал в специальной «Декларации принципов» Айви Либретед Ли, которого называют «отцом PR». Он работал журналистом, затем вместе с журналистом Дж. Паркером создал компанию «Паркер энд Ли». Основная заслуга Айви Ли была в проведении в жизнь и закреплении в Декларации таких основополагающих принципов PR, как полное, точное, честное и убедительное информирование общественности о делах фирмы, а также поиск вместе с общественностью оптимальных, устраивающих обе стороны решений проблем.

Впервые в государственных органах PR был организован в годы первой мировой войны в рамках работы Комитета общественной информации во главе с Дж. Крилем. Задача Комитета состояла в мобилизации общественного мнения Америки на поддержку ее участия в войне. С этой целью был создан институт специальных агитаторов (их к концу войны насчитывалось около 400 тысяч), которые разъясняли в течение четырех минут в школах, церквях, клубах, других местах скопления людей основные события, происходящие на фронте, агитировали в пользу всяческой поддержки американских солдат, воевавших на фронтах.

Научные основы паблик рилейшнз были заложены известным ученым и практиком PR Эд. Бернайзом. После окончания в 1912 г. колледжа в США он приезжает в Европу и разрабатывает учебный курс по паблик рилейшнз. Далее, готовит и в 1923 г. публикует первое пособие по паблик рилейшнз, которое называлось «Кристаллизация общественного мнения», где формулируются методологические и методические основы PR. Одновременно Эд. Бернайз ведет огромную практическую пиаровскую работу. Среди его клиентов 208 лиц и организаций, в числе которых многие американские президенты и крупнейшие корпорации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: