В 70-х годах в теории управления организацией происходит изменение общей парадигмы. На смену теории, рассматривающей затраты на персонал как издержки, которые надо сокращать, появилась теория управления человеческими ресурсами, в соответствии с которой персонал представляет собой один из ресурсов организации, которым надо грамотно управлять, создавать условия для его развития, вкладывать в него средства.
Одновременно с появлением нового подхода усиливается внимание к стратегическим вопросам управления деятельностью организации. Все это привело к появлению стратегического управления персоналом.
Термин «стратегическое управление» был введен в 60-70 годах XX века для того, чтобы провести разграничение между текущим управлением на уровне производства и управлением, осуществляемым на высшем уровне. Стратегическое управление - это управление, которое:
- опирается на человеческие ресурсы как на основу организации;
- ориентирует производственную деятельность на запросы потребителя;
- осуществляет гибкое регулирование и своевременные изменения в организации;
- позволяет добиваться конкурентных преимуществ, что в совокупности позволяет организации выживать и достигать своих целей в долгосрочной перспективе.
Элементами стратегии управления персоналом являются: цель деятельности организации; система планирования организации; отношение высших управленческих кадров; организационная структура службы управления персоналом; критерии эффективности; доступность, полнота и обоснованность используемой информации; квалификация руководителей всех уровней управления; взаимосвязь с внешней средой.
Составляющими стратегии управления персоналом являются: отбор персонала, включающий планирование потоков рабочей силы; оценка персонала; оплата и стимулирование труда; развитие персонала.
Модель стратегического управления персоналом по Голферу представлена на рис.
|

Таким образом, стратегия управления персоналом это специфический набор основных принципов, правил и целей работы с персоналом, конкретизированных с учетом типов организационной стратегии, организационного и кадрового потенциала, а также типа кадровой политики.
Термин "кадровая политика" имеет широкое и узкое толкование:
• система принципов и норм (которые должны быть осознаны и определенным образом сформулированы), приводящих человеческие ресурсы в соответствие со стратегией фирмы;
• набор конкретных правил, пожеланий и ограничений (зачастую неосознанных) во взаимоотношениях людей и организации. В этом смысле, например, слова "кадровая политика нашей фирмы состоит в том, чтобы брать на работу людей только с высшим образованием", могут использоваться в качестве аргумента при решении конкретного кадрового вопроса.






