Стратегическое управление персоналом организации

В 70-х годах в теории управления организацией происходит измене­ние общей парадигмы. На смену теории, рассматривающей затраты на персонал как издержки, которые надо сокращать, появилась теория управ­ления человеческими ресурсами, в соответствии с которой персонал пред­ставляет собой один из ресурсов организации, которым надо грамотно управлять, создавать условия для его развития, вкладывать в него средства.

Одновременно с появлением нового подхода усиливается внимание к стратегическим вопросам управления деятельностью организации. Все это привело к появлению стратегического управления персоналом.

Термин «стратегическое управление» был введен в 60-70 годах XX века для того, чтобы провести разграничение между текущим управлением на уровне производства и управлением, осуществляемым на высшем уров­не. Стратегическое управление - это управление, которое:

- опирается на человеческие ресурсы как на основу организации;

- ориентирует производственную деятельность на запросы потреби­теля;

- осуществляет гибкое регулирование и своевременные изменения в организации;

- позволяет добиваться конкурентных преимуществ, что в совокуп­ности позволяет организации выживать и достигать своих целей в долгосрочной перспективе.

Элементами стратегии управления персоналом являются: цель дея­тельности организации; система планирования организации; отношение высших управленческих кадров; организационная структура службы управления персоналом; критерии эффективности; доступность, полнота и обоснованность используемой информации; квалификация руководителей всех уровней управления; взаимосвязь с внешней средой.

Составляющими стратегии управления персоналом являются: отбор персонала, включающий планирование потоков рабочей силы; оценка пер­сонала; оплата и стимулирование труда; развитие персонала.

Модель стратегического управления персоналом по Голферу пред­ставлена на рис.

Внешняя окружающая среда Законодательство. Рынок труда. Профсоюзы


Таким образом, стратегия управления персоналом это специфический набор основных принципов, правил и целей работы с персоналом, конкре­тизированных с учетом типов организационной стратегии, организацион­ного и кадрового потенциала, а также типа кадровой политики.

Термин "кадровая политика" имеет широкое и узкое толкование:

• система принципов и норм (которые должны быть осознаны и определенным образом сформулированы), приводящих человеческие ресурсы в соответствие со стратегией фирмы;

• набор конкретных правил, пожеланий и ограничений (зачастую неосоз­нанных) во взаимоотношениях людей и организации. В этом смысле, например, слова "кадровая политика нашей фирмы состоит в том, что­бы брать на работу людей только с высшим образованием", могут ис­пользоваться в качестве аргумента при решении конкретного кадрового вопроса.




double arrow
Сейчас читают про: