Управление занятостью населения

В Российской Федерации функции трудоустройства населения, оказания ему помощи в подборе работы, профессиональном обучении и переобучении выполняет Феде­ральная служба занятости населения.

Федеральная служба занятости населения (ФСЗН) - система государ­ственных органов, созданная для проведения единой государственной по­литики занятости на всей территории страны; образована в соответствии с Законом Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» (в ред. Федерального закона от 20 апреля 1996 г. № 36-ФЗ, с изм. на 21 июля 1998 г.) от 19 апреля 1991 г. № 1032-1. В ее состав наряду с федеральным звеном входят службы занятости населения республик в со­ставе России, а также центры занятости в краях, областях, автономных образованиях, Москве и Санкт-Петербурге, других городах и районах.

Службы занятости нижестоящих уровней подчиняются в своей деятель­ности вышестоящим органам исполнительной власти в пределах их ком­петенции. Первичным звеном ФСЗН являются районные и городские цен­тры. Они выполняют следующие функции:

анализируют состояние и дают прогноз занятости, оценивают местный рынок труда, готовят предложения соответствующим органам государ­ственного управления по формированию программ занятости;

ведут учет граждан, обращающихся по вопросам трудоустройства вы­свобожденных работников, регистрируют безработных, оказывают им помощь в подборе работы и трудоустройстве;

обеспечивают население достоверной, полной и оперативной инфор­мацией о возможностях трудоустройства, профессионального обучения и переобучения;

осуществляют учет свободных рабочих мест на соответствующей терри­тории;

проводят профессиональную ориентацию населения; обеспечивают профессиональную подготовку, переподготовку и повы­шение квалификации кадров; оказывают работодателям помощь в подбо­ре необходимых им работников, консультируют их и обеспечивают ин­формацией о состоянии рынка труда;

обеспечивают в пределах своей компетенции социальную защиту неза­нятого населения.

Для регулирования спроса и предложения на рынке труда и реализации основных принципов и положений различных программ занятости необ­ходимы значительные денежные ресурсы. Для финансирования меропри­ятий по реализации политики занятости создан Государственный фонд занятости населения. Источниками покрытия названных выше затрат яв­ляются: отчисления предприятий и организаций (в размере 1,5% фонда оплаты труда); бюджетные дотации; пожертвования, осуществляемые со­вместными и частными предприятиями.

Переход к рыночным отношениям обострил решение проблем, свя­занных с обеспечением занятости населения в России. Отсюда вытекает необходимость обеспечения социальных гарантий гражданам при потере работы, включая выплату пособий по безработице. В частности, для лиц, зарегистрированных в службе занятости в качестве ищущих работу и не имеющих специальности, законодательно предусмотрено прохождение краткосрочных курсов по обучению профессиям, пользующимся спросом, j Продолжительность такого обучения составляет, как правило, до шести месяцев, а по некоторым сложным профессиям — до одного года. В зави­симости от уровня образовательной подготовки, индивидуальных особен­ностей людей, ищущих работу, эти сроки могут быть изменены.

Для граждан, потерявших работу и высвобожденных с предприятий, а также для тех из них, кто впервые ищет работу или желает возобновить трудовую деятельность, законодательно введены социальные гарантии и компенсации. Например, компенсации работникам, высвобождаемым с предприятий, из организаций и учреждений, включают: выплату стипен­дии в период профессиональной подготовки, переподготовки или повы­шения квалификации; выплату пособий по безработице; возможность учас­тия в оплачиваемых общественных работах; компенсацию затрат в связи с добровольным переездом в другую местность по предложению службы за­нятости.

Порядок определения размеров пособия по безработице, условия и сроки его выплаты состоят в следующем. Размеры пособий по безработице диф­ференцируются в зависимости от категорий граждан, признанных безра­ботными. Уволенным с предприятий по любым основаниям в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, и имевшим в этот пе­риод оплачиваемую работу не менее 12 календарных недель на условиях неполного рабочего дня (недели) с пересчетом на 12 календарных недель с полным рабочим днем пособие по безработице выплачивается в течение первых трех месяцев в размере 75% среднего заработка, исчисленного за последние два месяца по последнему месту работы; в течение следующих четырех месяцев - в размере 60%, в дальнейшем - 45%. Но во всех случа­ях пособие по безработице выплачивается в размере не ниже минималь­ного заработка. При наличии у безработного нетрудоспособных иждивен­цев размер пособия увеличивается на 10% на каждого иждивенца.

Содействие обеспечению занятости и поддержку работников, высво­бождающихся в ходе структурной перестройки хозяйства регионов и от­раслей экономики, Правительство России считает основным направле­нием своей социальной политики на весь период экономических реформ. На современном этапе первостепенное значение имеют сдерживание мас­совой безработицы и недопущение образования зон социального бедствия.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: