Финансовая деятельность государства: понятие финансовой

деятельности государства; определение финансовой системы и ее характеристика

Финансовая деятельность государства - это деятельность государства по образованию, распределению и использованию централизованных и децентрализованных фондов финансовых ресурсов, обеспечивающих его бесперебойное функционирование и развитие, создание условий реализации его задач и функций при проведении внутренней и внешней политики.

Финансовая деятельность государства осуществляется через финансовую систему, представляющую исторически сложившуюся и законодательно закрепленную совокупность финансовых институтов, а так же государственных органов и учрежде­ний, которые осуществляют финансовую деятельность в пределах своей компетенции.

Финансовый инсти тут представляет собой группу однородных эконо­мических отношений, взаимосвязанных по формам и методам образования, распределения и использования фондов финансовых ресурсов. К основным финансовым институтам, образующих основу финансовой системы государства, относятся:

1. Государственные финансы (централизованная сфера финансовых отношений, которая включает бюджетную систему, состоящая из бюджетов трех уровней и государственных внебюджетных фондов социального и экономического предназначения:

первый уровень - федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;

второй уровень - бюджеты субъектов Российской Федерации и бюд­жеты территориальных государственных внебюджетных фондов;

третий уровень - местные бюджеты.

Государственные финансы обеспечиваю содержание органов государственной власти и местного самоуправления, национальную оборону и

безопасность, структурную перестройку экономики, ускорение НТП, повышение эффективности производства, финансирование социально-культурной сферы и других направлений деятельности государства.

2. Финансы производственной сферы (финансы отраслей и хозяйствующих субъектов) являются экономической основой финансовой системы, поскольку именно в сфере материального производства формируется преобладающая часть финансовых ресурсов страны. От состояния финансов производственной сферы зависит общее финансовое положение государства, темпы роста ВВП и национального дохода.

3. Финансы непроизводственной сферы (финансы министерств, федеральных служб и агентств, бюджетных и общественных организаций) обеспечивают создания необходимых условий для функционирования органов государственной власти и органов местного самоуправления, социально-культурной сферы, где не создается, а только потребляется ВВП.

4. Финансы домашнего хозяйства - где образуются и используются семейные бюджеты.

5. Государственный кредит и страхование - сферы финансовой деятельности государства, обеспечивающих мобилизацию и использование временно свободных денежных средств, а также их размещение за свой счет и на свой риск для получения дополнительных финансовых ресурсов, а также образование и использование страховых денежных фондов.

6. Финансовый рынок, где обращаются свободные капиталы, ценные бумаги и долговые финансовые обязательства, обеспечивающие получение специфического дохода.

Финансовая система как совокупность государственных органов и уч­реждений - это взаимосвязь государственных органов общей и специальной компетенции, финансовых органов и кредитных учрежде­ний, осуществляющих непосредственную финансовую деятельность го­сударства.

Министерство финансов Российской Федерации (Министерство финансов России) сто­ит во главе системы финансовых органов России и является федераль­ным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку единой финансовой, кредитной и денежной политики и нормативно-правовое регулирование в финансовой сфере, включая бюджетную, налоговую, страховую, валютную сферы, сферу государственного долга, в области аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и отчет-ности, таможенных платежей и др. (Вопросы Министерства финансов РФ. Постановление Правительства РФ от 7 апреля 2004 г. № 185)).

Министерству финансов РФ подведомственны: Федеральная налоговая служба, Федеральная служба страхового надзора, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, Федеральная служба по финансовому мониторингу, Федеральное казначейство.

Кроме того, в финансовую систему входят Федеральная таможенная служба, Федеральная служба по финансовым рынкам, Федеральная служба по тарифам и финансово-контрольные органы исполнительных органов власти, бухгалтерии предприятий и организаций всех форм собственности.

Систему кредитных учреждений возглавляет Центральный банк РФ, который осуществляет руководство в области кредита и контролирует всю сеть кредитных органов.

2. Методы осуществления финансовой деятельности: классифи-кация и характеристика методов образования, распределения и использования фондов денежных средств

Финансовая деятельность государства осуществляется различными ме­тодами, которые включают приемы и способы образования, распределения и использования фондов денежных средств. Их разнообразие зависит от многих факторов: от субъекта взаи­моотношений, условий аккумуляции и использования денежных средств.

методы осуществления фи­нансовой деятельности подразделяются на три группы.

1. Методы образования фондов денежных средств в распоряжении государства определяют способы их аккумуляции используемых государством на каждом этапе своего развития. Основным методом образования федерального бюджета, бюджетов субъектов федерации и местных бюджетов является налоговый метод метод установления на­логов в соответствии с Налоговым кодексом РФ. Государство с помощью данного метода изымает в той или иной форме, в обязательном порядке, в установленные сроки и в установ­ленном размере денежные средства для зачисления их в бюджеты опре­деленного уровня.

В отличие от налогового метода, которому свойственен в определенной степени принудительный (обязательный) характер изъятия денежных средств, применяются:

неналоговый метод - путем установления системы сборов, пошлин и других платежей за оказание государством юридически значимых услуг и использование государственной собственности, штрафных платежей и конфискации, реализации государственной собственности, другие виды поступлений в результате хозяйственной, внешнеторговой и иной деятельности государства;

метод добровольных взносов - покупка государ­ственных ценных бумаг, пожертвования, вклады в государственные банки и т.д.

2. При распределении используются два основных метода:

метод закрепленных доходов с помощью чего государство определяет долю налогов и сборов, зачисляемых в соответствующий бюджет (определяется на длительный период - 5 лет и более);

метод регулируемых доходов с помощью чего государство определяет долю налогов и сборов, зачисляемых в соответствующий бюджет, за счет закрепленных доходов вышестоящего бюджета (стабилизационного бюджета).

3. Методы использования государственных фондов финансовых ресурсов наиболее разнообразныиприменяются в зависимости от целей удовлетворения общественных потребностей.

Два важнейших метода: метод финансирования и креди­тования.

Метод финансирования выражается в безвозмездном и безвозвратном предоставлении денежных средств.

Кредитование означает выделение (предоставление) денежных средств на условиях возмездности (платности) и возвратности.

Финансирование применяется в отношении государственных организа­ций, а метод кредитования - как в отношении государственных орга­низаций, так и иных организаций.

Кроме того используются методы: дотации, субсидии, субвенции, инвестиции и др.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: