деятельности государства; определение финансовой системы и ее характеристика
Финансовая деятельность государства - это деятельность государства по образованию, распределению и использованию централизованных и децентрализованных фондов финансовых ресурсов, обеспечивающих его бесперебойное функционирование и развитие, создание условий реализации его задач и функций при проведении внутренней и внешней политики.
Финансовая деятельность государства осуществляется через финансовую систему, представляющую исторически сложившуюся и законодательно закрепленную совокупность финансовых институтов, а так же государственных органов и учреждений, которые осуществляют финансовую деятельность в пределах своей компетенции.
Финансовый инсти тут представляет собой группу однородных экономических отношений, взаимосвязанных по формам и методам образования, распределения и использования фондов финансовых ресурсов. К основным финансовым институтам, образующих основу финансовой системы государства, относятся:
1. Государственные финансы (централизованная сфера финансовых отношений, которая включает бюджетную систему, состоящая из бюджетов трех уровней и государственных внебюджетных фондов социального и экономического предназначения:
первый уровень - федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;
второй уровень - бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;
третий уровень - местные бюджеты.
Государственные финансы обеспечиваю содержание органов государственной власти и местного самоуправления, национальную оборону и
безопасность, структурную перестройку экономики, ускорение НТП, повышение эффективности производства, финансирование социально-культурной сферы и других направлений деятельности государства.
2. Финансы производственной сферы (финансы отраслей и хозяйствующих субъектов) являются экономической основой финансовой системы, поскольку именно в сфере материального производства формируется преобладающая часть финансовых ресурсов страны. От состояния финансов производственной сферы зависит общее финансовое положение государства, темпы роста ВВП и национального дохода.
3. Финансы непроизводственной сферы (финансы министерств, федеральных служб и агентств, бюджетных и общественных организаций) обеспечивают создания необходимых условий для функционирования органов государственной власти и органов местного самоуправления, социально-культурной сферы, где не создается, а только потребляется ВВП.
4. Финансы домашнего хозяйства - где образуются и используются семейные бюджеты.
5. Государственный кредит и страхование - сферы финансовой деятельности государства, обеспечивающих мобилизацию и использование временно свободных денежных средств, а также их размещение за свой счет и на свой риск для получения дополнительных финансовых ресурсов, а также образование и использование страховых денежных фондов.
6. Финансовый рынок, где обращаются свободные капиталы, ценные бумаги и долговые финансовые обязательства, обеспечивающие получение специфического дохода.
Финансовая система как совокупность государственных органов и учреждений - это взаимосвязь государственных органов общей и специальной компетенции, финансовых органов и кредитных учреждений, осуществляющих непосредственную финансовую деятельность государства.
Министерство финансов Российской Федерации (Министерство финансов России) стоит во главе системы финансовых органов России и является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку единой финансовой, кредитной и денежной политики и нормативно-правовое регулирование в финансовой сфере, включая бюджетную, налоговую, страховую, валютную сферы, сферу государственного долга, в области аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и отчет-ности, таможенных платежей и др. (Вопросы Министерства финансов РФ. Постановление Правительства РФ от 7 апреля 2004 г. № 185)).
Министерству финансов РФ подведомственны: Федеральная налоговая служба, Федеральная служба страхового надзора, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, Федеральная служба по финансовому мониторингу, Федеральное казначейство.
Кроме того, в финансовую систему входят Федеральная таможенная служба, Федеральная служба по финансовым рынкам, Федеральная служба по тарифам и финансово-контрольные органы исполнительных органов власти, бухгалтерии предприятий и организаций всех форм собственности.
Систему кредитных учреждений возглавляет Центральный банк РФ, который осуществляет руководство в области кредита и контролирует всю сеть кредитных органов.
2. Методы осуществления финансовой деятельности: классифи-кация и характеристика методов образования, распределения и использования фондов денежных средств
Финансовая деятельность государства осуществляется различными методами, которые включают приемы и способы образования, распределения и использования фондов денежных средств. Их разнообразие зависит от многих факторов: от субъекта взаимоотношений, условий аккумуляции и использования денежных средств.
методы осуществления финансовой деятельности подразделяются на три группы.
1. Методы образования фондов денежных средств в распоряжении государства определяют способы их аккумуляции используемых государством на каждом этапе своего развития. Основным методом образования федерального бюджета, бюджетов субъектов федерации и местных бюджетов является налоговый метод — метод установления налогов в соответствии с Налоговым кодексом РФ. Государство с помощью данного метода изымает в той или иной форме, в обязательном порядке, в установленные сроки и в установленном размере денежные средства для зачисления их в бюджеты определенного уровня.
В отличие от налогового метода, которому свойственен в определенной степени принудительный (обязательный) характер изъятия денежных средств, применяются:
неналоговый метод - путем установления системы сборов, пошлин и других платежей за оказание государством юридически значимых услуг и использование государственной собственности, штрафных платежей и конфискации, реализации государственной собственности, другие виды поступлений в результате хозяйственной, внешнеторговой и иной деятельности государства;
метод добровольных взносов - покупка государственных ценных бумаг, пожертвования, вклады в государственные банки и т.д.
2. При распределении используются два основных метода:
метод закрепленных доходов с помощью чего государство определяет долю налогов и сборов, зачисляемых в соответствующий бюджет (определяется на длительный период - 5 лет и более);
метод регулируемых доходов с помощью чего государство определяет долю налогов и сборов, зачисляемых в соответствующий бюджет, за счет закрепленных доходов вышестоящего бюджета (стабилизационного бюджета).
3. Методы использования государственных фондов финансовых ресурсов наиболее разнообразныиприменяются в зависимости от целей удовлетворения общественных потребностей.
Два важнейших метода: метод финансирования и кредитования.
Метод финансирования выражается в безвозмездном и безвозвратном предоставлении денежных средств.
Кредитование означает выделение (предоставление) денежных средств на условиях возмездности (платности) и возвратности.
Финансирование применяется в отношении государственных организаций, а метод кредитования - как в отношении государственных организаций, так и иных организаций.
Кроме того используются методы: дотации, субсидии, субвенции, инвестиции и др.