Внутрихозяйственный контроль представляет собой проверку производственной и хозяйственной деятельности предприятий в целом, отдельных его структурных подразделений, осуществляемую собственником или руководителем, бухгалтерией, финансовым отделом и некоторыми другими экономическими службами самого хозяйствующего субъекта.
Внутрихозяйственный контроль во многом зависит от главного (старшего) бухгалтера, который:
ü несет ответственность за формирование учетной политики, ведение бухгалтерского учета, своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности;
ü обеспечивает соответствие осуществляемых хозяйственных операций законодательству Российской Федерации, контроль за движением имущества и выполнением обязательств.
При осуществлении своих функций главный бухгалтер подчиняется непосредственно руководителю предприятия (учреждения), чьим приказом он назначается и освобождается от должности. Документы, которыми оформляются хозяйственные операции с денежными средствами, подписываются руководителем организации и главным бухгалтером или уполномоченными ими на то лицами. Без подписи главного бухгалтера или уполномоченного им на то лица денежные и расчетные документы, финансовые и кредитные обязательства считаются недействительными и не должны приниматься к исполнению.
В случае разногласий между руководителем организации и главным бухгалтером по осуществлению отдельных хозяйственных операций первичные учетные документы по ним могут быть приняты к исполнению с письменного распоряжения руководителя организации, который несет всю полноту ответственности за последствия осуществления таких операций.
Главный (старший) бухгалтер осуществляет предварительный контроль за правильностью и законностью расходования средств.
13. Аудиторский (независимый) финансовый контроль: цель, виды, права и обязанности аудитора
В соответствии с Законом РФ «Об аудиторской деятельности» в Российской Федерации (от 7 августа 2001 г. № 119-ФЗ), аудиторская деятельность - аудит - представляет собой предпринимательскую деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей.
Основной целью аудиторской деятельности является выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации.
Распоряжением Президента РФ от 4 февраля 1994 года № 54 была создана Комиссия по аудиторской деятельности при Президенте РФ, основная задача которой состояла в организации разработки системы мер по государственной поддержке становления и развития рынка аудиторских услуг в РФ, а также защите интересов государства, хозяйствующих субъектов, аудиторов и аудиторских фирм.
Аудиторы, прошедшие аттестацию и желающие работать самостоятельно, а также аудиторские фирмы начинают свою деятельность после государственной регистрации в качестве субъекта предпринимательской деятельности, получения лицензии и включения в государственный реестр аудиторов и аудиторских фирм.
Лицензии на осуществление специального аудита выдаются: Центральным Банком РФ для проведения банковского аудита; Федеральной службой страхового надзора для проведения аудита страховых организаций и обществ взаимного страхования. Лицензии на проведение общего аудита, а также аудита бирж, инвестиционных фондов выдает Министерство финансов РФ.
Аудиторские проверки бывают обязательными и инициативными.
Обязательная аудиторская проверка проводится в случаях, прямо установленных законодательными актами РФ, инициативная — по решению хозяйствующего субъекта. Обязательная аудиторская проверка может также проводиться по поручению органов дознания, следователя при наличии санкции прокурора, суда, арбитражного суда, при наличии в производстве возбужденного (возобновленного производством) уголовного дела, принятого к производству гражданского дела или дела, подведомственного арбитражному суду.
При осуществлении проверки аудитор имеет право:
ü проверять у хозяйствующих субъектов в полном объеме документацию о финансово-хозяйственной деятельности, наличие денежных сумм, ценных бумаг, материальных ценностей;
ü получать разъяснения по возникшим вопросам и дополнительные сведения, необходимые для аудиторской проверки;
ü по письменному запросу получать необходимую для осуществления проверки информацию от третьих лиц, в том числе при содействии государственных органов, поручивших проверку;
ü самостоятельно определять, формы и методы проведения аудиторской проверки, исходя из требования нормативных актов, конкретных условий договора с хозяйствующим субъектом, а также содержания поручения органов суда, прокуратуры и т. д.; при этом допускается привлечение на договорной основе к участию в проверке аудиторов, работающих в других аудиторских фирмах;
ü отказаться от проведения аудиторской проверки в случае непредоставления проверяемым хозяйствующим субъектом необходимой документации, а также в случае необеспечения государственными органами, поручившими проведение проверки, личной безопасности аудитора и членов его семьи при наличии такой необходимости.
При осуществлении своей деятельности на аудитора возлагаются следующие обязанности:
ü неукоснительного соблюдения законности в ходе проведения проверки;
ü квалифицированного предоставления аудиторских услуг;
ü обеспечения сохранности документов, получаемых в ходе проверки, и неразглашение их содержания без согласия хозяйствующего субъекта, за исключением случаев, специально предусмотренных законом.
Результатом аудиторской деятельности является заключение, имеющее силу официального документа. Заключение аудитора по результатам проверки, проведенной по поручению государственных органов, приравнивается к заключению экспертизы, назначенной в соответствии с процессуальным законодательством. Текст аудиторского заключения включает в себя:
ü вводную часть (юридический адрес аудиторской фирмы, фамилии всех аудиторов, принимающих участие в проверке, номер и дата выдачи лицензии и т. п.);
ü аналитическую часть, в которой указываются результаты экспертизы организации бухгалтерского учета, составления соответствующей отчетности и состояния внутреннего контроля, а также факты выявленных существенных нарушений в системе учета и отчетности, влияющих на их достоверность, несоблюдения законодательства при совершении финансово-хозяйственных операций, которые нанесли или могут нанести ущерб интересам собственников хозяйствующего субъекта, государства и третьих лиц;
ü итоговую часть, содержащую запись о подтверждении достоверности финансовой отчетности хозяйствующего субъекта.