double arrow

Понятие и роль бюджета как экономической и юридической категории

Бюджет - форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления (ст. 6 Бюджетного кодекса РФ).

Как экономическая категория бюджетпредставляет собой совокупность экономических отношений, возникающих в процессе образования, рас­пределения и использования государственного и муниципаль-ного централизованного фонда денежных средств.

Как правовой акт бюджет - это основной финансовый план образова­ния, распределения и использования централизованного денежного фонда государственного или муниципального обра­зования, разрабатывается и утверждается в форме федеральных законов, в форме законов субъектов Российской Федерации, местные бюджеты разрабатываются и утверждаются в форме правовых актов представительных органов местного самоуправления либо в порядке, установленном уставами муниципальных образований (ст. 11 Бюджетного кодекса РФ). Такой финансовый план закрепляет юридичес­кие права и обязанности участников бюджетных отношений.

По временному принципу бюджеты могут быть годовыми (в том числе, в периоды экономических трудностей - квартальными, полугодовыми), среднесрочными - на три года и т.д.

Роль бюджета состоит в том, что он:

1) создает финансовую основу реализации экономической, финансовой и социальной политики, выступает средством и методом финансового механизма государства;

2) концентрирует бюджетные средства, предназначены для создания необходимых условий:

• функционирования органов государственной власти и местного само-управления;

• осуществления международной деятельности государства, в том числе реализация международных договоров, возврат и предоставление кре­дитов, выполнение международных обязательств по охране окружаю­щей природной среды, культурные и информационные связи;

• национальной обороны, правоохранительной деятельности и обеспечения национальной безопасности государства, функционирования федеральной судебной системы;

• фундаментальных исследований и содействия научно-техническому про­грессу;

• развития промышленности, энергетики и строительства, развития сельского хозяйства, транспорта, дорожного хозяйства, ин­форматики, рыночной инфраструктуры;

• предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

• развития образования, культуры, искусства и средств массовой инфор­мации, здравоохранения;

• осуществления социальной политики и т. д.;

3) обеспечивает равномерность экономического развития регионов, целесообразного размещения производительных сил;

4) позволяет маневрировать финансовыми ресурсами для решения приоритетных и первоочередных задач;

5) обеспечивает создание финансовых резервов.

Таким образом, вся финансовая системагосударства функционирует в непосредственной взаимосвязи с бюджетом. Бюджет определяет, на решение каких задач направлено внимание государства в определенный промежуток времени, реализуетсяэкономическая политика страны.

15. Виды бюджетов: консолидированный, федеральный, региональный, местный; чрезвычайный и минимальный

Бюджетный кодекс РФ устанавливает виды и характеристики бюджетов.

Консолидированный бюджет - свод бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации на соответствующей территории (ст. 6 Бюджетного кодекса). Консолидированный бюджет используется для расчетов и анализа.

Разработка консолидированных бюджетов возложено на соответствую­щие исполнительные органы власти, для расчета баланса финансовых ресурсов соответствующего государственного или административно-территориального образования. В отличие от самостоятельных бюд­жетов они утверждению не подлежат и правовыми актами не являются.

Федеральный бюджет - форма образования и расходования денежных средств в расчете на финансовый год, предназначенных для исполнения расходных обязательств - обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам веде­ния Российской Федерации.

Федеральный бюджет и свод бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации(без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами и за исключением бюджетов государственных внебюджетных фондов и территориальных государственных внебюджетных фондов) образуют консолидированный бюджетРоссийской Федерации.

Региональный бюджет (бюджет субъекта Российской Федерации) - форма образования и расходования денежных средств, в расчете на финансовый год, предназначенных для исполнения расходных обязательств - обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам веде­ния субъекта Российской Федерации.

Бюджет субъекта Российской Федерации и свод бюджетов муниципальных образований, входящих в состав субъекта Российской Федерации (без учета межбюджетных трансфертовмежду этими бюджетами), образуютконсолидированный бюджет субъекта Российской Федерации.

Местный бюджет - б юджет муниципального образования - форма образования и расходования денежных средств в расчете на финансовый год, предназначенных для исполнения расходных обязательствсоответствующего муниципального образования.

В местных бюджетах в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации раздельно предусматриваются средства, направляемые на исполнение расходных обязательств муниципальных образований в связи с осуществлением органами местного самоуправления полномочий по вопросам местного значения и расходных обязательств муниципальных образований, исполняемых за счет субвенцийиз бюджетов других уровней для осуществления отдельных государственных полномочий.

Бюджет муниципального района (районный бюджет) и свод бюджетов городских и сельских поселений, входящих в состав муниципального района (без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами), образуют консолидированный бюджетмуниципального района.

В бюджетной практике использовались понятия:

Чрезвычайный бюджет – бюджет с особым правовым режимом, введение которого регламентируется специальным законом о введении чрезвычайного положения в стране (регионе) для финансирования мероприятий по ликвидации последствий катастроф, стихийных бедствий и других чрезвычайных событий.

Минимальный бюджет – расчетная единица, утверждению не подлежит и правовым актом не является, отражающая минимальный объем финансовых ресурсов, необходимых соответствующему органу власти для реализации своих функций и задач, отнесенных к предметам его веде­ния.

Для расчета минимального бюджета бюджетное законодательство вводило такие понятия, как «минимальные государственные социальные стандарты» и «минимальная бюджетная обеспеченность».

Минимальные государственные социальные стандарты - государственные услуги, предоставление которых гражданам на безвозмездной и безвоз­вратной основах за счет финансирования из бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ и бюджетов государственных внебюджетных фондов гарантируется государством на определенном минимально до­пустимом уровне на всей территории РФ.

Минимальная бюджетная обеспеченность - минимально допустимая сто­имость государственных или муниципальных услуг в денежном выраже­нии, предоставляемых органами государственной власти или органами местного самоуправления в расчете на душу населения за счет средств соответствующих бюджетов.

В настоящее время данные понятия заменены понятием «расходные обязательства» - обусловленные законом, иным нормативным правовым актом, договором или соглашением обязанности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования предоставить физическим или юридическим лицам, органам государственной власти, органам местного самоуправления, иностранным государствам, международным организациям и иным субъектам международного права средства соответствующего бюджета (государственного внебюджетного фонда, территориального государственного внебюджетного фонда).

16.Бюджетное право: понятие, предмет, субъекты, правоотношения, нормы, бюджетное законодательство.

Бюджетное право основной раздел финансового права, включающий в себя финансово-правовые нормы, устанавливающие:

• структуру бюджетной системы Российской Федерации;

• перечень бюджетных доходов и расходов;

•порядок распределения их между различными видами бюджетов;

• бюджетные права Российской Федерации и ее субъектов, административно-территориальных единиц;

• регламент бюджетного процесса;

• порядок формирования и использования государственных внебюджет-ных фондов в целях финансового обеспечения социально-экономического развития страны и других потребностей общества.

Предметом бюджетного права являются отношения, возникающие между субъектами бюджетного права в связи с образованием, распределением и использованием централизованных фондов бюджетных и внебюджетных средств соответствующих образований и органов власти.

Вкачестве субъектов бюджетного права РФ выступают;

1.Государство, государственные и административно-территориальные об­разования:

• Российская Федерация в целом;

• субъекты РФ - республики, края, области, автономная область и авто­номные округа; города Москва и Санкт-Петербург;

• местные административно-территориальные образования - города, рай­-
оны, села, поселки и т.д.

2. Государственные и местные органы власти:

• представительные органы государственной власти и местного самоуп­равления;

• исполнительные органы власти и местного самоуправления.

Бюджетное право регулирует правоотношения возникающие между субъектами в процессе:

формирования доходов и осуществления расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации и бюджетов государственных внебюджетных фондов, осуществления государственных и муниципальных заимствований, регулирования государственного и муниципального долга;

составления и рассмотрения проектов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, утверждения и исполнения бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, контроля за их исполнением, осуществления бюджетного учета, рассмотрения и утверждения бюджетной отчетности.

Нормы бюджетного права по своему содержанию подразделяются на материальные и процессуальные.

Бюджетные материальные нормы закрепляют структуру бюджетной си­стемы Российской Федерации, перечень доходов и расходов бюджетов, распределение их между различными бюджетами и т. д.

К бюджетным процессуальным нормам относятся нормы, регламентиру­ющие порядок составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджетов государства и местных бюджетов, а также порядок составле­ния и утверждения отчета об исполнении бюджета.

Совокупность нормативных актов, содержащих нормы бюджетного права, образуют бюджетное законодательство:

1. Частично нормы бюджетного права содержатся вКонституции РФ (статьи 71 и 72 определяют компетенцию Российской Федера­ции и сферу совместной деятельности Российской Федерации и ее субъектов в области бюджета, в статях 101, 104, 106, 114 установлен общий порядок рассмотрения, утверждения бюджета.), законодательстве об органах местного самоуправления, государственных внебюджетных фондах и др.

2. Непосредственно бюджетные отношения регулируются Бюджетным кодексом РФ и принятыми в соответствии с ним федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах субъектов Российской Федерации на соответствующий год, нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления о местных бюджетах на соответствующий год и иными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления, регулирующими бюджетные правоотношения, в пределах своей компетенции (Указы Президента РФ, постановления Правительства РФ и д.р.).

3. Международные договоры Российской Федерации, если ими установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены бюджетным законодательством Российской Федерации (применяются правила международного договора). Международные договоры Российской Федерации применяются к бюджетным правоотношениям, за исключением случаев, когда из международных договоров следует, что для их применения требуется издание внутригосударственных актов.

Акты бюджетного законодательства Российской Федерации не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие, если иное не предусмотрено Бюджетным кодексом РФ или федеральным законом. Закон о бюджете принимается на финансовый год и вступает в силу со дня подписания. Закон о бюджете подлежит опубликованию немедленно после его принятия и подписания в установленном порядке.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями: