Цена лицензии

При создании новых информационных продуктов и услуг часто используются ранее созданные технические и информационные продукты. Право на их применение приоб­ретается путем покупки лицензии.

В связи с приобретением новых информационных про­дуктов в результате внешнеэкономических связей в условиях рынка возникает проблема установления цен на лицензию. Лицензия рассматривается как новый информационный про­дукт.

Покупка лицензий определяет цену будущего инфор­мационного продукта или информационных услуг. Это один из основных элементов формирования цены на информаци­онные продукты и услуги, поскольку лицензия предопределя­ет величину будущей прибыли при их реализации.

Имеется множество подходов к вопросу расчета цен на лицензии. Цены па них бывают как минимальные, так и мак­симальные. Существует также понятие зон оптимальных цен па лицензии, которые являются как бы промежуточной ценой между высоким и низким уровнем ее цены.

Современное понятие цены лицензии характеризует собой уточненную в лицензионном соглашении сумму плате­жей или лицензионного вознаграждения, которая определяет минимальную допустимую для лицензиара и максимально возможную для лицензиата сумму платежей за новый интел­лектуальный информационный продукт или услугу.

Практика лицензионной торговли имеет свои особен­ности:

• наличие специфических видов информационных про­дуктов (услуг), поступающих на рынок, с учетом величины их стоимости и издержек, а также полезности будущих инфор­мационных продуктов и услуг, созданных на основе приобре­тенных продуктов, которые могут обеспечить определенную величину прибыли;

• приобретение тех или иных интеллектуальных и ин­формационных продуктов, а также отражение в них цепы ли­цензии не всегда определяют права собственности на них с той или иной стороны.

Современные рыночные цены на информационные продукты и услуги на внутреннем и мировом рынке могут определяться следующими методами:

1) методом экспертных оценок;

2) методом "роялти" - путем определения суммы пла­тежей за лицензию за весь срок лицензионного соглашения, которая выплачивается лицензиатом лицензиару;

3) методом паушального платежа - путем определе­ния твердо зафиксированной в соглашении суммы лицензи­онного вознаграждения, которая не зависит от объема освое­ния и возможной коммерческой реализации лицензии па рын­ке.

За основу "роялти" берется реальная величина прибы­ли, которая может быть получена лицензиатом в результате освоения того или иного вида продукции и сбыта ее на рынке. В связи с этим сама "роялти" рассматривается в качестве це­ны, которая выплачивается потребителем производителю. Расчет между производителем и потребителем производится на основе авторского права или гонорара за него (авторского гонорара "роялти"). Прямая связь цены "роялти" с конкретными результатами и затратами реализации и производства продукции по той или иной лицензии очевидна.

На современном рынке интеллектуальные продукты и информационные продукты реализуются в основном по це­нам лицензионных соглашений.

Цены на однородные виды информационных продук­тов и услуг покупатели лицензии сравнивают с затратами, а величину цены на лицензию — с той величиной прибыли, ко­торую получат в результате приобретения лицензии с учетом цены на аналогичные лицензии у конкурентов.

На практике цена лицензии, как правило, бывает на­много меньше той дополнительной массы прибыли, которую рассчитывает получить лицензиат.

Этот подход определения цен на лицензию, как прави­ло, используется для всех видов лицензирования с учетом па­тентов и технологических знаний, торговых марок, особых прав распоряжения собственностью, а также с учетом различ­ных методов оплаты.

Цена лицензии формируется в зависимости от целого комплекса факторов, которые можно разделить на первосте­пенные и на второстепенные. К этим важнейшим факторам следует отнести:

• ставки роялти, которые отражают собой процесс бу­дущих возможных отчислений лицензиата лицензиару, т. е. потребителя или покупателя лицензии продавцу лицензии;

• различные финансовые и инфляционные процессы, которые влияют на цену лицензии (процессы колебания ва­лютных курсов, ревальвация, девальвация валют) (рис. 2).

Практика международной и внутренней торговли на рынке лицензий свидетельствует о наличии так называемых "твердых" платежей. Они выплачиваются единовременно или в рассрочку и носят характер паушальных платежей. Этот вид платежа устанавливается в следующих случаях:

Рис. 2. Влияние факторов на формирование цены ли­цензии.

• при передаче лицензии вместе с поставками оборудо­вания. Сделка носит единовременный характер;

• при продаже лицензии на базе секрета производства. Выступает как гарантия от убытков в случае его реализации.

Существует два вида паушальных платежей: - текущие паушальные платежи, которые характери­зуют собой величину процентных отчислений, выплачивае­мых с учетом срока действия того или иного лицензионного соглашения

- комбинированные паушальные платежи, учитываю­щие те и другие вышеизложенные факторы установления це­ны на заключение лицензионных соглашений.

При заключении лицензионного соглашения могут быть установлены различные ставки "роялти" и различные процентные соотношения от объема продажи и суммы, кото­рые будут получены при продаже информационных продук­тов и услуг по лицензии, а также от конечной цены произве­денной продукции по лицензии. В некоторых случаях исполь­зуют также процент отчисления от себестоимости в результа­те выпуска продукции по лицензии, объема производства или качества информационного продукта.

Для расчета роялти в процентах от стоимости продаж лицензионной продукции используется наиболее распростра­ненная формула:

Rs = R/S*100%,

где Rs - роялти, % от стоимости чистых продаж;

R - годовая сумма роялти;

S - стоимость чистых продаж.

Цена лицензии регулируется и определяется с учетом серийности или массовости, индивидуального заказа на вы­пуск продукции по лицензии и лицензионным соглашениям. Планируемая уникальность или масштабность создания и ти­ражирования различных видов информационных продуктов и услуг предопределяет на первоначальном этапе величину ро­ялти, которая может учитывать один процент или доли про­цента, определяемые при расчете цепы лицензии на опреде­ленный вид информационных продуктов и услуг. Следует учитывать множество факторов: издержки производства, ве­личина предполагаемой прибыли, качество будущей продук­ции, условия производства, условия сбыта, величина затрат на реализацию продукции на тех или иных сегментах регио­нальных рынков. Следовательно, определение размеров роялти должно быть выгодно для обеих сторон, т. е. лицензиату и лицензиару.

На величину дополнительной прибыли лицензиата мо­гут влиять коммерческий риск, производственный риск или конкуренция альтернативных продуктов.

С целью уменьшения степени риска после продажи ли­цензии, производства и сбыта продукции по всей лицензии на рынке для лицензиата и лицензиара должны быть выбраны взаимовыгодные условия и различные формы расчетов при заключении соглашения.

При установлении цены на лицензию предварительно проводится маркетинговый и экономический анализ, а затем разрабатывается бизнес-план будущего создания разнообраз­ных видов информационных продуктов и услуг от первичной до конечной стадии их реализации, т. е. продажи на рынке. Одним из важных показателей качества информационного продукта является его экспертная конкурентоспособность.

Для разработчиков программного продукта и органи­заций, выполняющих услуги по их внедрению, вопрос об эко­номической выгоде разработки или внедрения является во­просом долгосрочной политики. Она рассматривается как не­обходимое условие существования организации в новых ус­ловиях конкурентного рынка.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: