При создании новых информационных продуктов и услуг часто используются ранее созданные технические и информационные продукты. Право на их применение приобретается путем покупки лицензии.
В связи с приобретением новых информационных продуктов в результате внешнеэкономических связей в условиях рынка возникает проблема установления цен на лицензию. Лицензия рассматривается как новый информационный продукт.
Покупка лицензий определяет цену будущего информационного продукта или информационных услуг. Это один из основных элементов формирования цены на информационные продукты и услуги, поскольку лицензия предопределяет величину будущей прибыли при их реализации.
Имеется множество подходов к вопросу расчета цен на лицензии. Цены па них бывают как минимальные, так и максимальные. Существует также понятие зон оптимальных цен па лицензии, которые являются как бы промежуточной ценой между высоким и низким уровнем ее цены.
Современное понятие цены лицензии характеризует собой уточненную в лицензионном соглашении сумму платежей или лицензионного вознаграждения, которая определяет минимальную допустимую для лицензиара и максимально возможную для лицензиата сумму платежей за новый интеллектуальный информационный продукт или услугу.
|
|
Практика лицензионной торговли имеет свои особенности:
• наличие специфических видов информационных продуктов (услуг), поступающих на рынок, с учетом величины их стоимости и издержек, а также полезности будущих информационных продуктов и услуг, созданных на основе приобретенных продуктов, которые могут обеспечить определенную величину прибыли;
• приобретение тех или иных интеллектуальных и информационных продуктов, а также отражение в них цепы лицензии не всегда определяют права собственности на них с той или иной стороны.
Современные рыночные цены на информационные продукты и услуги на внутреннем и мировом рынке могут определяться следующими методами:
1) методом экспертных оценок;
2) методом "роялти" - путем определения суммы платежей за лицензию за весь срок лицензионного соглашения, которая выплачивается лицензиатом лицензиару;
3) методом паушального платежа - путем определения твердо зафиксированной в соглашении суммы лицензионного вознаграждения, которая не зависит от объема освоения и возможной коммерческой реализации лицензии па рынке.
За основу "роялти" берется реальная величина прибыли, которая может быть получена лицензиатом в результате освоения того или иного вида продукции и сбыта ее на рынке. В связи с этим сама "роялти" рассматривается в качестве цены, которая выплачивается потребителем производителю. Расчет между производителем и потребителем производится на основе авторского права или гонорара за него (авторского гонорара "роялти"). Прямая связь цены "роялти" с конкретными результатами и затратами реализации и производства продукции по той или иной лицензии очевидна.
|
|
На современном рынке интеллектуальные продукты и информационные продукты реализуются в основном по ценам лицензионных соглашений.
Цены на однородные виды информационных продуктов и услуг покупатели лицензии сравнивают с затратами, а величину цены на лицензию — с той величиной прибыли, которую получат в результате приобретения лицензии с учетом цены на аналогичные лицензии у конкурентов.
На практике цена лицензии, как правило, бывает намного меньше той дополнительной массы прибыли, которую рассчитывает получить лицензиат.
Этот подход определения цен на лицензию, как правило, используется для всех видов лицензирования с учетом патентов и технологических знаний, торговых марок, особых прав распоряжения собственностью, а также с учетом различных методов оплаты.
Цена лицензии формируется в зависимости от целого комплекса факторов, которые можно разделить на первостепенные и на второстепенные. К этим важнейшим факторам следует отнести:
• ставки роялти, которые отражают собой процесс будущих возможных отчислений лицензиата лицензиару, т. е. потребителя или покупателя лицензии продавцу лицензии;
• различные финансовые и инфляционные процессы, которые влияют на цену лицензии (процессы колебания валютных курсов, ревальвация, девальвация валют) (рис. 2).
Практика международной и внутренней торговли на рынке лицензий свидетельствует о наличии так называемых "твердых" платежей. Они выплачиваются единовременно или в рассрочку и носят характер паушальных платежей. Этот вид платежа устанавливается в следующих случаях:
Рис. 2. Влияние факторов на формирование цены лицензии.
• при передаче лицензии вместе с поставками оборудования. Сделка носит единовременный характер;
• при продаже лицензии на базе секрета производства. Выступает как гарантия от убытков в случае его реализации.
Существует два вида паушальных платежей: - текущие паушальные платежи, которые характеризуют собой величину процентных отчислений, выплачиваемых с учетом срока действия того или иного лицензионного соглашения
- комбинированные паушальные платежи, учитывающие те и другие вышеизложенные факторы установления цены на заключение лицензионных соглашений.
При заключении лицензионного соглашения могут быть установлены различные ставки "роялти" и различные процентные соотношения от объема продажи и суммы, которые будут получены при продаже информационных продуктов и услуг по лицензии, а также от конечной цены произведенной продукции по лицензии. В некоторых случаях используют также процент отчисления от себестоимости в результате выпуска продукции по лицензии, объема производства или качества информационного продукта.
Для расчета роялти в процентах от стоимости продаж лицензионной продукции используется наиболее распространенная формула:
Rs = R/S*100%,
где Rs - роялти, % от стоимости чистых продаж;
R - годовая сумма роялти;
S - стоимость чистых продаж.
Цена лицензии регулируется и определяется с учетом серийности или массовости, индивидуального заказа на выпуск продукции по лицензии и лицензионным соглашениям. Планируемая уникальность или масштабность создания и тиражирования различных видов информационных продуктов и услуг предопределяет на первоначальном этапе величину роялти, которая может учитывать один процент или доли процента, определяемые при расчете цепы лицензии на определенный вид информационных продуктов и услуг. Следует учитывать множество факторов: издержки производства, величина предполагаемой прибыли, качество будущей продукции, условия производства, условия сбыта, величина затрат на реализацию продукции на тех или иных сегментах региональных рынков. Следовательно, определение размеров роялти должно быть выгодно для обеих сторон, т. е. лицензиату и лицензиару.
|
|
На величину дополнительной прибыли лицензиата могут влиять коммерческий риск, производственный риск или конкуренция альтернативных продуктов.
С целью уменьшения степени риска после продажи лицензии, производства и сбыта продукции по всей лицензии на рынке для лицензиата и лицензиара должны быть выбраны взаимовыгодные условия и различные формы расчетов при заключении соглашения.
При установлении цены на лицензию предварительно проводится маркетинговый и экономический анализ, а затем разрабатывается бизнес-план будущего создания разнообразных видов информационных продуктов и услуг от первичной до конечной стадии их реализации, т. е. продажи на рынке. Одним из важных показателей качества информационного продукта является его экспертная конкурентоспособность.
Для разработчиков программного продукта и организаций, выполняющих услуги по их внедрению, вопрос об экономической выгоде разработки или внедрения является вопросом долгосрочной политики. Она рассматривается как необходимое условие существования организации в новых условиях конкурентного рынка.