Структурная перестройка экономики
Россия стоит перед необходимостью быстрого структурного обновления экономики. Под структурными реформами понимают изменение пропорций между секторами экономики, развитие новых отраслей и организационно-правовые изменения на уровне крупных компаний (реструктуризация).
В период реформ 90-х годов в России осуществлялось развитие экспортных отраслей и сферы услуг, малого предпринимательства, становление банковского сектора и финансовых рынков, преобразования в сфере естественных монополий.
Значение структурных реформ для модернизации российской экономики состоит в том, что они призваны обеспечить конкурентоспособность российских компаний, развитие финансовых и информационных услуг. Долгосрочной экономической программой правительства РФ, принятой в 2002 г., предусматриваются мероприятия, представленные в трех блоках:
1-й блок – экономическая свобода (дерегулирование и дебюрократизация, создание равных условий конкуренции для экономических субъектов, снижение налогов, сокращение государственных расходов);
|
|
2-й блок – социальные реформы (жилищно-комунальное хозяйство, пенсии, образование, здравоохранение, социальная помощь, трудовые отношения);
3-й блок - административные реформы (реформа федеративных отношений, судебная реформа).
Проведение социально-экономических реформ по этим направлениям должно создать благоприятный инвестиционный климат, обеспечить приток российских и иностранных капиталовложений и на этой основе – экономический рост.
Одним из инструментов воздействия государства на экономику является промышленная политика, т.е. совокупность долгосрочных мер государства, направленных на рост производства, разработку и освоение научно-технических достижений, улучшение отраслевой структуры, развитие экспорта готовой продукции. Важное место занимают также развитие конкурентной среды, стимулирующее повышение эффективности производства и инновационную активность компаний.
Хозяйственный механизм существовавший системы предполагал непосредственное управление всеми предприятиями из единого центра, контроль государством производства и распределения продукции, руководство госаппаратом хозяйственной деятельности с помощью административно-распорядительных методов. В этой системе предприятие представляло собой производственно-технический комплекс, а не хозяйствующий субъект, базирующийся на капитале.
Переход к рыночной экономике ставит предприятие в положение свободного товаропроизводителя. Положенный в основу предприятий рыночного типа капитал несет с собой коренные изменения всех функций, жизненных циклов и преобразований, через которые проходит предприятие. Капитал – это стоимость, устанавливаемая и изменяемая исключительно рынком, это и новые отношения, складывающимися между собственниками, управляющими и наемными работниками. Механизм согласования их интересов становится иным, нежели в рамках госпредприятия.
|
|
Интерес собственника состоит в приумножении собственности (капитала) и в получении от него устойчивого и гарантированного на перспективу дохода (самовозрастание стоимости). Интересам собственника не отвечает неработающий капитал, застой его структуры, стремление к сиюминутной выгоде в ущерб перспективе.
Интересы менеджмента связаны главным образом с эффективным использованием капитала, максимизацией дохода с капитала. Наемный работник связывает свои интересы с конкретным предприятием как источником дохода и местом работы. Его интерес направлен на максимизацию текущих доходов. В системе интересов, на которой строится нормальное функционирование капитала, интерес менеджера занимает промежуточное положение, а интерес наемного работника потенциально конфликтен по отношению к интересу собственника. Конкурентоспособность и процветание предприятия зависят от внутренней согласованности и непротиворечивости системы интересов.