Особенности переходной экономики в России
Исторический опыт России в сочетании с универсальными социально-экономическими тенденциями свидетельствует о том, что конечной целью переходного периода должно быть построение социальной рыночной экономики.
На протяжении всей истории России для нее характерным было доминирующее положение государства. С учетом этого степень огосударствления экономических процессов в России оставалась весьма высокой. Роль государства при изменении его функций в переходной экономике возрастает. Для поддержки рыночных реформ необходимо, чтобы государство выступало в качестве гаранта определенного уровня социального положения народа.
На первом этапе преобразований в России достигнуты значительные результаты в создании основ рыночной экономики. Формирование рыночных отношений в России происходило в условиях спада и разрушения прежней структуры народного хозяйства. Преобразования сопровождались тяжелыми для страны и ее населения последствиями, происходило ухудшение основных макроэкономических показателей. Экономическая политика переходного периода усугубила сложность преобразований. Характерно преобладание ориентированных на быстрые изменения радикальных вариантов экономических преобразований. Переходная экономика России характеризуется использованием главным образом преобразований, связанных с формированием рыночной системы, а не преобразований структуры народного хозяйства. Макроэкономическая политика ставила своей целью снижение инфляции и достижение финансовой стабилизации преимущественно монетарными методами. В результате преобразований российский рынок еще весьма несовершенный. Современный этап преобразований должен быть более последовательно ориентирован на переход к реальной стабилизации и устойчивому экономическому росту на базе развития и совершенствования национального потенциала страны, укрепления и развития на рыночной основе реального сектора экономики и деятельности всех субъектов и институтов экономики.
Основное содержание преобразований отношений собственности заключается в разгосударствлении. В процессе смены форм собственности предусматривалось превращение государственной собственности в другие, негосударственные, формы собственности. Приватизация рассматривалась как одна из форм разгосударствления и означает переход государственной собственности в руки отдельных граждан, трудовых коллективов, юридических лиц или возникновение на базе государственных предприятий различных смешанных форм собственности.
К особенностям приватизации в российской переходной экономике следует отнести: 1) историческая беспрецедентность данного процесса; 2) приватизация во многом предшествует созданию развитой рыночной инфраструктуры; 3) масштабность, массовый характер приватизации; 4) высокие темпы процесса приватизации; 5) высокий удельный вес неэквивалентных форм приватизации; 6) существование особого (ваучерного) этапа приватизации.
Российская приватизация проводилась во многом без должного представления о перспективах приватизируемых предприятий, не оговаривались предварительные условия о характере будущей деятельности, осуществлении определенных инвестиций и т.п.
Процесс перераспределения собственности в России еще не завершен, но уже сложилась новая реальность в виде социально-экономической среды функционирования экономики. В итоге, распределение предприятий по форме собственности характеризуется постоянным увеличением доли частной собственности при снижении числа и доли государственных и муниципальных предприятий.
Преобразование отношений собственности в России происходило по следующим этапам:
1) Выпуск арендованного имущества (в сфере социальной инфраструктуры – с октября 1992 г.);
2) Ваучерная приватизация (выкуп имущества приватизационными чеками – до 01.06.1994г.)
3) Денежная приватизация (продажа предприятий за деньги – с 01.06.1994г.);
4) Залоговые аукционы (государство отдает в залог под кредиты банков пакеты акций крупнейших предприятий, акционированных в порядке приватизации. При этом государство не планирует возвращение пакета акций и не резервирует средства на возвращение кредитов – с сентября 1995 г.).
5) Конкурсные продажи принадлежащих государству пакетов акций крупных компаний, акционированных в порядке приватизации.