Реформа городского самоуправления

Земская реформа

Либеральные реформы 60–70-х гг. ХIХ в.

Реформу местного самоуправления разрабатывала комиссия при министерстве внутренних дел с 1859 г. под председательством Н.А. Милютина и с 1861 г. – П.А. Валуева. В 1864 г. было издано Положение о губернских и уездных земских учреждениях. Гласные (депутаты) земских собраний в губерниях и уездах избирались сроком на три года тремя категориями (куриями) жителей – землевладельцами, городскими собственниками и сельскими обществами крестьян. Избирательная система была цензовой (возраст, недвижимость на сумму от 500 руб. для городской курии, оседлость). Гласные от крестьянской курии избирались многостепенно – представители от сельских общин на волостных сходах избирали выборщиков; на уездных собраниях выборщиков избирались гласные в уездное земское собрание.

Земские учреждения вводились в 34 губерниях России. Ввиду различных причин земских учреждений были лишены Архангельская, Астраханская, Оренбургская губернии, Белоруссия, Литва, Латвия, Эстония, Средняя Азия и Кавказ. Процесс введения земств в России растянулся до 1911 гг. Значение земской реформы в том, что, во-первых, с учреждением земств была предпринята попытка создать новую систему местного самоуправления, основанную на всесословном представительстве. Во-вторых, земские учреждения вскоре стали центрами либеральной оппозиции правительству.

В 1870 г. было принято новое Городовое положение, в соответствии с которым создавались всесословные органы общественного самоуправления – городские Думы. Гласные городской Думы (депутаты) избирали городскую управу и городского голову. Выборы гласных осуществлялись на основе имущественного ценза (владение недвижимостью и уплата различных торгово-промышленных сборов). Такая система обеспечивала преобладание в Думах представителей дворянства и буржуазии.

Заседания проходили гласно. При рассмотрении уголовных дел присутствовали присяжные заседатели, представлявшие общество (избирались из местных обывателей всех сословий). В очередные списки вносились лица (мужчины в возрасте 25–70 лет) русские, владеющие собственностью на сумму не менее 200 руб., крестьяне, имеющие опыт работы в системе местного самоуправления. Судьи назначались пожизненно и потому были независимы от администрации. В стране создавались следующие судебные инстанции:

• мировой суд – действовал в уездах, рассматривал мелкие уголовные преступления и гражданские дела;

• коронный суд – он состоял из окружного суда, рассматривавшего большую часть уголовных дел, но не политические и судебной палаты, в ведении которой находились государственные преступления;

• высшей судебной инстанцией являлся Сенат.

Судебная реформа являлась наиболее демократичной, радикальной и последовательной в ряду реформ 60–70-х годов. Она базировалась на последних достижениях западноевропейской юридической и правовой мысли. Выдающийся русский юрист А.Ф. Кони отмечал, что «реформа проложила рельсы для развития в России правосудия, правосознания и правовой защищенности».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: