double arrow

Значение реформ 60–70 гг. XIX в

Цензурная реформа

Школьная реформа

Военные реформы

Проведены под руководством Д.А. Милютина.

Необходимость военных реформ определялась следующими причинами:

1) поражение в Крымской войне обнажило многие слабые стороны русской армии, ее техническую и тактическую отсталость;

2) европейские державы быстро увеличивали свой военный потенциал, что в условиях складывающихся военно-политических союзов не могло не представлять угрозу безопасности России;

3) порядок комплектования и управления войсками, взаимоотношения в армии не соответствовали преобразованиям, происходившим в обществе.

Расширялась система военных учебных заведений. В 1863–1866 гг. были созданы юнкерские училища. Быстрыми темпами развивалась военная промышленность.

(«Положение о начальных народных училищах», 1864 г., «Устав гимназий и прогимназий ведомства Министерства народного просвещения», 1864 г.).

Создавалось два типа гимназий – классическая, с более углубленным изучением древних языков и гуманитарных предметов, и реальная, с естественнонаучным профилем. В первый класс гимназии зачислялись дети с 10 лет, «умеющие читать и писать по-русски, знающие главные молитвы и из арифметики... таблицу умножения». Цель гимназического обучения «доставить» юношеству общее образование и подготовить к поступлению в университет.

(закон 6 апреля 1865 г.)

В двух городах империи – Москве и Петербурге – частично менялись порядок и условия выхода в свет книг и прессы. Серьезные научные книги и дорогостоящие периодические издания могли быть отпечатаны без предварительной цензуры с разрешения министра внутренних дел. В случае обнаружения в них «вредного» направления, виновные (автор, издатель, переводчик, редактор) преследовались судом. Вводилась система административных взысканий – предостережений министра внутренних дел с правом приостановления периодического издания на срок до 6 месяцев или окончательного его запрещения по Высочайшему решению. Предварительной цензуре подлежала массовая периодика.

1. Реформы отвечали основным тенденциям развития ведущих мировых держав. Они значительно продвинули Россию по пути экономической и политической модернизации. Однако политическое переустройство страны не было завершено. Россия по-прежнему оставалась абсолютной монархией. Общество не имело никаких рычагов влияния на политику правительства.

2. Реформы, в большинстве своем, носили характер компромисса. Поэтому они одновременно вызывали критику, а в ряде случаев и полное неприятие как со стороны радикалов, учинивших кровавый террор в обществе (сам Александр II убит 1 марта 1881 г. народовольцами), так и со стороны консерваторов, недовольных самим фактом каких-либо преобразований. Большинство историков полагает, что с середины 60-х гг. в деятельности правительства начинают доминировать консервативно-охранительные тенденции, а реформаторский потенциал оказывается практически исчерпан.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: